Со скорбью сердечной и болью вспоминает Святая Церковь день Усекновения главы святого пророка и предтечи Спасова Иоанна, с утверждением поста в воспоминание великого постнического жития этого святого праведника. Мы от многих брашен отказываемся на один день, а он всю жизнь питался только саранчой и диким мёдом… Мы от суесловия устраняемся на сутки, а он годами молчал… Мы от развлечений один день удерживаемся, а он их вовсе не знал, кроме божественного утешения, ниспосылаемого в сверхъестественных его скорбях. Итак, хотелось бы сказать, что в подражание святому пророку мы утверждаем постный день, да не получится так сказать…
Слишком несоизмеримо наше мнимое «разовое» благочестие с повседневной нормой жизни праведника.
Именно, что в почтение и изумление перед величием постнического и подвижнического жития налагаем мы на себя этот однодневный пост.
Но и другая ещё есть причина нынешнего нашего пощения. Это желание «отгрестись», как говорит апостол, то есть отгородиться, отчуждиться страшного и неистового чревобесия, которое вовлекло многих и многих людей в тягчайшие смертные грехи.
Потому что в утехах плотских одно тянет за собой другое, одна страсть – другую и одно невоздержание, омрачая ум, ввергает в следующее, а конец всему – смерть души, если не последует покаяние. Но на примере Ирода и соучастников его неистовства мы видим, что и от самой возможности покаяния удаляет человека сознательное и долгое погружение в греховную жизнь. Потому что ум, чувства, воля, омрачённые привычкой греха, мешают уже человеку различать голос совести и вместо покаяния всё более влекут его дерзко и властно к погибели.
Так устроена жизнь, что чем более мы стараемся жить по плоти, чем более стремимся ей угождать, тем более иссякает в нас жизнь духовная, тем менее мы становимся способны смотреть на жизнь ясным духовным взглядом. И, напротив, чем более мы стараемся утвердиться в воздержании душевных и телесных чувств, тем более они очищаются от чада страстей, тем более ясно мы начинаем понимать и чувствовать наше духовное призвание, тем более становимся способны слышать призыв Божий и отвечать на него всей своей жизнью. Но, увы, кто из нас может такой чистотой и чуткостью похвалиться? Впрочем, и те немногие, кто могут – по справедливости считают себя рабами неключимыми и далеки от мысли считать себя чем-либо ещё. А о нас, «подавляющем большинстве», и говорить не приходится.
Подавляем мы в себе, увы, с безумным неистовством всё по-настоящему доброе, святое и чистое. И та идея вольной, сытой и праздной жизни, которая довела до греха и погибели многих и многих людей, – считается у нас сейчас главной, правильной и руководящей идеей в жизни. Считается без зазрения совести, как будто не было ни падения и гибели многих, ни рассказа об этих падениях нам, грешным, в предостережение и назидание.
Общество потребления – вот наш диагноз и наше кредо. Мы живём, стараясь приобрести всего побольше – еды, товаров, услуг и наслаждений, забывая, увы, что расплата за это неистовство – Иродово безумие.
По статистике, 40 % покупаемых в США продуктов питания оказываются в конце концов на помойке. Люди просто не в состоянии употребить всё, что они покупают. И это ведь касается не только еды и не только Америки... Жажда приобретения, насыщения и пресыщения плотскими «благами» стала болезнью и двигателем нашей жизни. Сегодня в новостях слышал удивительное замечание. Небезызвестный Джордж Сорос заявил, что если Германия и дальше будет требовать от «проблемных» стран соблюдения режима экономии, то это может отрицательно сказаться на европейской экономике в целом. То есть в переводе на христианский язык вот что это значит: идея воздержания противна главной идее современной жизни – идее плотоугодия, препятствует развитию экономики, которая всецело основана на идее потребления и сверхпотребления. То есть главная идея современной жизни – это взращивание в каждом и во всех плотского «сверхчеловека». Человека именно и совершенно плотского, такого, который окончательно перестанет чувствовать и понимать, что такое есть жизнь духовная и в чём её смысл и радость. А с точки зрения веры православной – такое мировоззрение есть убийство человека, который без духовной жизни обречён на безумие и становится способен на самые страшные и мерзкие поступки, мерзость которых он, впрочем, и не способен уже осознавать.
Путь этот, увы, известен, и горький пример Иродова падения с Иродиадой и дочкой её Саломией да будет всем нам предостережением и поводом для размышлений о собственной жизни. Равно как и пример жизни святого пророка. Его мученическая кончина пусть хоть немного подвигнет нас к пониманию, насколько непримиримы в этом мире плоть и дух, насколько важно нам мужественно и терпеливо, через все падения и неудачи стремиться к жизни духовной, к обретению главного сокровища нашей жизни – единства с Богом.
Священник
Димитрий ШИШКИН