О месте обретения Животворящего Креста Господня, преданиях, связанных с ним, о его непростой судьбе на протяжении веков рассказывает монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, гид и автор книг-путеводителей по Святой Земле
– Праздник Воздвижения связан с удивительными событиями обретения Креста Господня. Но прежде чем перейти к ним, хотелось бы, чтобы вы рассказали о днях, последовавших за крестной смертью и воскресением Христа. Спаситель был снят с Креста и погребён. Куда дели орудие Его казни палачи?
– В иудаизме есть строгие правила, зафиксированные в Вавилонском Талмуде. Независимо от вида казни (хотя распятие на кресте не практиковалось как вид казни у евреев), орудие исполнения приговора нужно было зарыть в земле или даже положить в гроб вместе с телом. Но Крест был огромен.
Распиливать его не было времени, потому что наступала иудейская пасха. Поэтому Крест был сброшен в находившуюся неподалёку от места распятия старую водосборную цистерну, которой уже давно не пользовались, и засыпан землёй. Туда же бросили и два креста разбойников.
Промыслом Божиим было так устроено, что величайшая христианская святыня пролежала в земле почти нетронутой.
– История обретения Креста неразрывно связана с обнаружением царицей Еленой Гроба Господня. Есть ли сведения о том, как первые христиане собирались на этих святых местах, оберегали их, молились?
– Прямых свидетельств, записанных древними историками, нет. Во-первых, после Воскресения Господа началось сильное противостояние между уверовавшими во Христа евреями и Его противниками. А затем было восстание 66
года, начались войны с Римом – Первая Иудейская война, Вторая…
Есть свидетельства историков о том, что в более позднее время на Святую Землю совершались паломничества христиан. Об этом писали Ориген, Евсевий Кесарийский и другие. Но не будем забывать, что в ходе военных действий Иерусалим многократно горел. И, например, библиотека, которую собрал епископ Иерусалимский Александр, где было множество древних манускриптов, возможно, и свидетельств, погибла – полностью была сожжена. Так что сегодня историю того периода собирают по крупицам.
– Но место сокрытия Креста Христова было известно христианам Иерусалима?
– О месте распятия и погребения Христа верующим было известно. Сократ Схоластик прямо сообщал об этом в «Церковной истории»: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей». Так что память о Гробе Господне жила в народе Божием со времён распятия.
– Знали об этом не только христиане? Есть ведь предание о «старом еврее Иуде», помнившем, где был сокрыт Крест.
– Об этом писали почти все историки: Иуда указал место, где был спрятан Крест Господень. После обретения он уверовал и крестился с именем Кириак. В дальнейшем его рукоположили в епископы, и Кириак принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.
– А из какого дерева и как был сделан Крест Господень? Ведь, пролежав три столетия в земле, он довольно хорошо сохранился.
– Крест Господень – это святыня. И мощи святых остаются нетленными, тем более орудие нашего спасения не могло истлеть, даже триста лет пролежав в земле.
Что же касается дерева, из которого сделан Крест…
Определить это – задача, скорее всего, церковной археологии.
В христианской традиции бытует множество апокрифических историй. Во многом они схожи, так как основаны на глубоком смысле библейских слов: их некогда произнёс пророк Исаия: Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60, 13). Очень трогательное и красивое пророчество. У грекокатоликов до сих пор на священнических облачениях эти слова пророка вышиваются. Этому пророчеству придаётся большое значение, и вот почему.
Древо Креста Господня соотносят с райским Древом Жизни. Ведь через Древо грех пришёл в мир, когда Адам и Ева вкусили плод. И здесь есть прообразовательный смысл, связь с Крестным Древом. Плод нового Древа, расцветшего на Голгофе, – это Тело нашего Господа. Мы принимаем это Тело в Таинстве Евхаристии, и Оно в полном смысле несёт нам спасение. Такой глубокий богословский смысл лежит в основе ряда апокрифов на тему Креста Господня, но уже довольно поздних. Хотя эти апокрифы и получили распространение среди народа и переводились почти на все языки, на которых велась проповедь. В них проводится связь между Древом, с которого началось падение Адама, и Древом, через которое мы получили спасение.
Есть ещё история о том, как Пресвятая Троица в виде трёх Ангелов, посетив Авраама в Хевроне, оставила у дуба Мамврийского три посоха – из кедра, певга и кипариса, произраставших в Райском саду. И после падения Лота, племянника Авраама, согрешившего со своими дочерьми, когда он пришёл за советом, что делать, Авраам благословил ему поливать водой из Иордана три воткнутые в землю посоха, пока они не зазеленеют. Лот посадил эти посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, и долго-долго, преодолевая препятствия и искушения от диавола, ходил за водой на Иордан.
Со временем все три посоха проросли и образовали большой красивый триединый ствол по образу Троицы. В период строительства Соломоном ветхозаветного Храма в Иерусалиме это дерево срубили, но не смогли использовать, потому что оно постоянно менялось в своих размерах. Предание сообщает, что дерево пролежало в Овчей или в Силоамской купели почти 900 лет! Ну а когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе, и фарисеи и книжники предложили сделать из него орудие казни Спасителя. Вот такая притча-легенда.
– Кульминация обретения Креста – торжественное его воздвижение после чудесного воскрешения мёртвого и исцеления больной его силой. Расскажите о месте водружения Животворящего Креста.
– Находится оно в самой нижней точке комплекса храма Гроба Господня – в подземном храме. Формально этот храм
принадлежит в наше время Католической церкви, но Иерусалимская Патриархия – ввиду сложных исторических обстоятельств – ведёт за него судебные споры. Место обретения
Креста украшено мраморной табличкой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос – Победитель». Датируется эта
надпись 1810 годом. Очень интересное место. Там работали
археологи уже в наше время и доказали, что ещё в период,
когда царь Соломон строил Храм, отсюда, скорее всего, добывался камень для постройки Иерусалимского Храма.
– Что же происходило дальше – с момента обретения Креста Господня и до наших дней?
– После обретения Крест стал величайшей святыней, хранился в Храме Гроба Господня. Есть свидетельства паломников, датированные IV веком. Существовал целый чин поклонения ему. Паломница по имени Этерия, посетив Иерусалим в 380 году, описывает чин так: два диакона держали Крест, чтобы его никто не похитил. Кстати, речь шла о перекрестии – сердцевине Креста, так как другие его части были переданы в Константинополь и Рим. Паломники подходили поклониться Кресту с великим благоговением. Прикладывались челом, глазами, но руками никто не смел дотронуться. Но дошли и такие необычные свидетельства: некоторые, прикладываясь к Кресту, незаметно от других откусывали кусочек святыни, чтобы принести её на свою родину – чтобы земляки смогли разделить радость поклонения Кресту с вернувшимся из дальнего странствия собратом.
Судьба Креста Господня связана с множеством войн. Когда персы пришли на Святую Землю, Древо Креста Господня было увезено в качестве трофея царём Хосровом II. Но через 14 лет император Ираклий разгромил персов и вернул святыню в Иерусалим. Об этом есть трогательная история.
Ираклий въезжал в город на коне, в царской диадеме, во всём благолепии царских одежд через Золотые ворота, и там его остановила невидимая сила. Ангел Божий явился Ираклию и напомнил, что не так Христос нёс Крест на Голгофу. Царь понял, что ему не хватает смирения. И тогда он снял царские одежды, разулся, надел льняную рубаху и босой внёс на себе Крест в Иерусалим. С той поры Крест хранился в специальной сокровищнице.
Позже, когда в Святую Землю пришли крестоносцы, греческое духовенство спрятало Животворящее Древо, опасаясь за сохранность святыни. Но крестоносцы всё-таки Крест нашли. В 1187 году состоялось их
сражение с войсками Салах ад-Дина, в Нижней Галилее, у подножия горы «Рога Хаттина». В Ветхом Завете описаны случаи, когда
евреи брали на войну Ковчег Завета с мыслью, что не ради их, грешных, а ради этой
святыни Господь поможет им в битве. Точно так же крестоносцы взяли тогда с собой
ковчег с Древом Креста. Епископ из Акко
стоял на горе Хаттин с Крестом Господним,
а в долине шла страшная битва между христианами и мусульманами. По данным историков, в той битве погибло 20 тысяч крестоносцев. Несколько мусульманских воинов прорвались на гору к епископу и убили его.
И Древо Креста вновь было захвачено.
Что же было потом? Об этом и мусульманские, и христианские историки того времени молчат, что довольно странно. Такая святыня – и вдруг забыта. Есть версия, что европейские правители выкупали Древо Креста у мусульман по частицам. Но это были неофициальные сделки, потому что у мусульманских историков об этом ни слова. Так что судьба иерусалимской части Креста, самой его сердцевины, покрыта тайной. Покрыта тайной так же, как и величайшая ветхозаветная святыня – Ковчег Завета. В общем, на битве в Нижней Галилее история иерусалимской части Креста Господня заканчивается.
– Части Животворящего Креста разошлись по всему свету. Есть ли в Храме Гроба Господня сегодня эта святыня?
– Да, в Храме Гроба Господня пребывает самая большая из дошедших до наших дней частиц Креста. Она хранится в сокровищнице храма в специальном реликварии. Из других частиц самая крупная находится в Греции, в музее Элладской Патриархии.
Крест-реликварий со святыней обычно выносится из сокровищницы на все праздники, чтобы верующие могли поклониться ей. Конечно же, и в праздник Воздвижения Креста Господня.
Беседовал Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ