Икона преподобного Андрея Рублёва «Пресвятая Троица» возвращена в лоно Матери-Церкви.
Это великое духовное событие в жизни не только Русской Православной Церкви, но и всей России. Cто лет святыня пробыла в атеистическом плену. А теперь она на свободе, возвеселив сердца верных православных христиан. Это случилось, конечно же, не случайно, а по Промыслу Божию.
Пресвятая Троица пришла к нам (в мистическом смысле), чтобы исцелить наши израненные сердца, уврачевать искалеченные души, помочь обрести утраченную православную веру.
Преподобный Андрей жил в XIV веке.
Его родители, по всей вероятности, были ремесленниками, так как фамилия Рублёв происходит от слова «рубель» – инструмент для накатки кож. С раннего детства мальчик отличался скромностью, послушанием, тихим нравом. Он избегал шумных игр со сверстниками, предпочитал одиночество. Родители воспитали его в истинной православной вере, в красном углу было много икон, и мальчик любил молиться перед ними дома и в храме.
У него рано проявился талант рисовальщика, он с увлечением наносил углём на бересту фигурки животных, птиц, рыбок. Когда юный художник подрос, родители отправили его в Византию, где он учился под руководством опытных мастеров, а позже продолжил обучение в Болгарии.
Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни. Родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского, братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевёлся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в ангельский чин.
Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон. Кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском
Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.
Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Чёрным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Чёрный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и безконечное блаженство».
Добавлю в скобках, что Андрей Рублёв отошёл ко Господу во время морового поветрия (1428–1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребён в этой же обители. Он прожил около семидесяти лет.
В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых.
Высшее творческое достижение преподобного Андрея – икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность. Это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Всё это заняло, конечно, немалое время.
В основу этого произведения лёг известный библейский эпизод.
Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника. День был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью – наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли, поняв, что это необычные Путники.
– Господи, – сказал он, – если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо недостойного раба Твоего и отдохни под сенью этого Дуба.
Потом Авраам позвал слуг.
– Принесите воды и омойте ноги наших Дорогих Гостей, – распорядился он. Затем зашёл в шатёр.
– Сарра, – сказал он жене, – поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
Не теряя ни секунды, Авраам поспешил к своему стаду, выбрал нежного, хорошего телёнка и передал его слуге, чтобы тот приготовил вкусное блюдо.
Вернувшись, он расстелил перед шатром чистое полотно. Молоко, масло, сыр, виноград, инжир, свежий хлеб, телятина – всё лучшее, что имелось у хозяина, было предложено Дорогим Гостям.
Они приступили к трапезе. Авраам стоял рядом, готовый в любую минуту служить Им.
Один из Гостей спросил:
– Где Сарра, жена твоя?
Он ответил:
– Здесь, в шатре.
– На следующий год, в это же время, Я снова приду к тебе, и у Сарры будет сын.
«Мне ли в моём преклонном возрасте иметь сие утешение», – подумала Сарра.
Гость сказал Аврааму:
– Отчего Сарра усомнилась в Моих словах? Есть ли что трудное у Господа?
Сарра сильно испугалась, услышав это.
Путник подтвердил:
– Ровно через год она родит сына.
Закончив трапезу и поблагодарив гостеприимных хозяев за тёплый прием, Путники отправились дальше. Авраам пошёл проводить Их. У развилки дорог Путники неожиданно исчезли. Авраам понял, что это были Ангелы.
Икона «Пресвятая Троица» была написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры «в похвалу преподобному Сергию». Это Библия в красках. Тут и Ветхий Завет, и Новый Завет, и все заповеди Господни. Тут и Крестная искупительная смерть Христа, и Его славное Воскресение, и Чаша с Его Небесными Дарами, без Которых мы не можем спастись. В ней с изумительной полнотой воплощена идея Божиего домостроительства, выражен
один из главных заветов Аввы Сергия:
«Да будут все едино, по образу Божию, по образу Пресвятой Троицы», противопоставив «ненавистной розни мира сего» идеал страха Божия и любви.
Николай Петрович КОКУХИН