Александр Крутов - Слово редактора - Хроника одного дня

25 декабря 1991 года. Москва. Кремль. 19 часов 38 минут. В этот вечерний час на Красной площади народу было мало. Шёл снег с дождём. Но несмотря на непогоду две иностранные телевизионные группы расчехлили свои камеры и направили их на купол Сенатского дворца. Там у флагштока с государственным знаменем СССР видны были двое рабочих. Никто из редких прохожих не смотрел на них и не догадывался, что происходит историческая смена государственных флагов.

Она заняла всего 10 минут. Десять минут потребовалось, чтобы спустить красный, с серпом и молотом флаг Советского Союза, просуществовавшего 69 лет, и поднять государственный флаг Российской Федерации – флаг с тремя полосами: белой, синей и красной. По телевидению в этот момент как раз кончалась трансляция речи президента СССР Михаила Горбачёва.

Отмечу, что на это знаковое событие – замену государственных символов – не была официально приглашена ни одна российская телевизионная съёмочная группа. Только иностранные.

Сам день 25 декабря был насыщен значимыми событиями, каждое из которых вбивало гвоздь в крышку гроба СССР.

В 11:00 состоялось заседание Верховного Совета РСФСР. Был утверждён Закон об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на новое название – Российская Федерация (Россия). В тот же день этот закон подписал президент России Борис Ельцин.

В 17:00 состоялся телефонный разговор Михаила Горбачёва с президентом США Джорджем Бушем. Горбачёв сообщил, что через два часа сделает заявление об уходе с поста главы государства и передаст право на использование ядерного оружия президенту Российской Федерации Борису Ельцину. (Перед Бушем ранее отчитался о кончине СССР и Борис Ельцин. 8 декабря под Брестом, в Беловежской пуще, в правительственной резиденции «Вискули» руководители России, Украины и Белоруссии – Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич – подписали соглашение о создании Содружества независимых государств, которым де-факто упразднили СССР.)

Затем Горбачёв позвонил министру иностранных дел Германии Гансу Дитриху Геншеру.

В 18:30 Горбачёв подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР.

В 19:00 он выступил в прямом эфире центрального телевидения с заявлением о своей отставке.

В 19:38 с флагштока Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации (России).

Горбачёв впоследствии жаловался, что ни один из президентов суверенных государств – бывших республик СССР, хотя с большинством из них его связывали многолетние близкие, товарищеские отношения, не счёл возможным не только приехать в эти дни в Москву, но и не позвонил ему.

Да и для Запада он сразу же стал отработанным материалом. Западные СМИ от дифирамбов и славословий в его адрес перешли к уничижительным характеристикам. Английская газета The Times писала: «...если смотреть из Москвы, господин Горбачёв был в лучшем случае провидцем, но бестолковым благодетелем, в худшем случае – гангстером старого порядка, у которого не хватило мужества сбить скрипящую, но работоспособную старую систему в форму».

В этот же день президент США Джордж Буш объявил об официальном признании Соединёнными Штатами независимости России, Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии.

25 декабря 1991 года была поставлена точка в существовании такого государства, как Советский Союз. Он и впрямь оказался колоссом на глиняных ногах. «Дата не могла быть выбрана лучше, – писала французская Le Monde. – Её будет легко запомнить. Это было Рождество (католическое. – Ред.) 1991 года».

Весь мир в напряжении ждал: что же дальше? Как прореагирует народ? А вдруг дело дойдёт до применения ядерного оружия?

Но никто в стране тогда не возмутился. Возражений не последовало ни от всесильного КГБ, ни от армии. Молчали коммунисты, комсомольцы. Молчали Советы. Почему? Ведь, по сути, произошёл такой же государственный переворот, как и в 1917 году. Тогда за Россию дрались: несколько лет шла гражданская война. За СССР даже не вышли на улицу.

Я думаю, советское общество, отученное думать, брать на себя ответственность, уставшее от лжи и демагогии, тогда просто не осознало, что случилось. Люди не видели перспектив в рамках той жизни, в которой они жили.

В экономике застой, в магазинах пустота, рушатся социалистические режимы стран Восточной Европы, бегство Прибалтики, парад суверенитетов республик СССР. Всё, что бы ни предпринимали партийные и советские власти, неизменно ухудшает ситуацию. Ну, переименовали и переименовали страну, нам от этого ни жарко, ни холодно. Это уже потом до людей стало доходить, что они потеряли, и президент Владимир Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Оказалось, что новые границы легко провести на карте, но в жизни это привело к ужасным трагедиям: десятки миллионов советских граждан оказались в разных странах, оторванные от своих семей и малой родины. Ни одна новообразованная страна не добилась благоденствия и процветания.

Человеческая память избирательна и обычно стирает плохое. Наверное, именно этим можно отчасти объяснить столь светлые воспоминания об СССР, возникающие в последнее время. Но в любом случае СССР был обречён, ибо строился на экономическом фундаменте вульгарного марксизма-ленинизма. Строился на песке безбожной идеологии, создавая свои символы веры без самой веры в православную традицию России.