Никола Милостивый

О чём напоминает нам прежде всего праздник святителя Николая Чудотворца, святого Николы Милостивого, великого ревнителя в стоянии за истину и заступника за всех страждущих, терпящих бедствие, этого чудесного покровителя в течение стольких веков нашего многострадального Отечества?
В наш жестокий, как никакой до этого, век Церковь не может забыть, что молитва – это вопль к милосердию Божию среди небывалых ещё видов зла, угрожающих существованию человечества. Это право и долг Церкви во Христе Иисусе, это право и долг Церкви по отношению к Богу и людям. Чем больше человеческое сознание утрачивает само понятие Бога, забывая даже значение слова «милосердие», чем больше тайна милосердия удаляется от Бога, тем больше Церковь имеет право и долг взывать к Богу милосердия «с крепким воплем».
Эти вопли, обращённые к Богу, умоляют Его милосердие, которое Церковь исповедует и проповедует как явление тайны Христа, родшегося в Вифлееме, распятого и воскресшего – Его пасхальную тайну.
Эта тайна заключает в себе самое полное откровение милосердия, любви, которая крепче смерти, более крепкой, чем грех, чем всё зло. Любовь, которая хранит человека в его самых глубоких падениях и освобождает его от самых великих опасностей. Современный человек часто спрашивает себя с глубокой тревогой о том, как разрешить страшные беды, нависающие сегодня над миром и лишающие душевного равновесия людей. И если иногда он произносит мужественно слово «милосердие» или если в своём сознании, заражённом всякими смысловыми искажениями, он не может найти эквивалент этому слову, тем более необходимо, чтобы Церковь произнесла это слово – не только от своего имени, но от имени всех людей нашего времени. Она произносит его в горячей молитве, в вопле, который умоляет милосердие, согласно нуждам всех людей в современном мире. И первая, главная нужда, без которой всё остальное теряет смысл, – вера во Христа Бога.
Пусть этот вопль будет исполнен всей правды, заключающей в себе милосердие, которое находит своё удивительное выражение в Священном Писании и Предании, также как в подлинной жизни веры стольких поколений нашего Отечества, такой вопль, который был у наших святых, у нашего святителя Николая Милостивого и святого царя-мученика Николая II, чьё тезоименитство совершается в этот день. Обратимся с этим воплем к нашему Богу, Который не презирает ничего из сотворённого Им, к Богу, Который верен Своему Отцовству, Своей любви. Как древние пророки и как эти наши новые пророки святитель Николай и святой царь-мученик Николай, воззовём за каждого из Его детей, за каждую заблудившуюся овцу. Даже если это миллионы заблудших – в мире, где нечестие превосходит благочестие и обыкновенную честность, даже если наш народ, всё совершенное человечество заслуживает за свои грехи новый «потоп», страшней нынешней пандемии, как заслуживало его поколение Ноя! Прибегнем к Отчей любви, которая открылась нам Христовым служением и которую Он явил нам в Своём Кресте, смерти и Воскресении. И на которую ответили наши святые.
Прибегнем ко Христу Богу, Чьё милосердие, как мы воспеваем в Песне Богородицы, «в роды родов», из рода в род. Не забудем, что за этим следуют слова «боящимся Его». Может быть, ужасы и потрясения, которые человечество пережило в XX веке и которые раскрываются с новой силой в XXI веке, подвигнут людей к обретению спасительного страха – к видению, что каково милосердие Божие, такова и сила Его.
Будем вместе со святителем Николаем, святым царём-мучеником, всеми новыми мучениками и исповедниками и всеми святыми умолять милосердие Божие о нынешнем роде. Пусть Церковь последует примеру Божией Матери, нашей духовной Матери, и выразит свою материнскую заботу и свою исполненную доверия любовь, которая рождает самую великую потребность в молитве.

Протоиерей
 Александр ШАРГУНОВ