30 лет назад только что рукоположённый священник Александр Орлов вышел из остановившейся машины и вошёл в храм. Вернее, в то, что от него осталось
К чему дорога, если она не приводит к храму? Этот риторический вопрос произносит старушка в конце фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». В нём подчёркивается мысль, что храм должен стать некой финальной точкой человеческого бытия на земле.
Однако если бы храм стоял на всём нашем жизненном пути, а не только в его конце, это избавило бы нас от многих ошибок. Ведь можно и не успеть совершить достойное покаяние, да и финал дороги не избавит от горьких обид, которые мы причинили ближним в её начале и середине. А потому если уж спрашивать, то так: зачем дорога, если на ней нет храма и если она не ведёт к Богу?
Иоанно-Предтеченский храм в селе Садки стоит рядом с Волоколамским шоссе. Ежеминутно мимо него проносятся спешащие в Москву машины. Тысяча пронесётся, а одна притормозит, свернёт к храму и остановится. Настоятель храма протоиерей Александр Орлов шутит: «У нас в храме не столько приход, сколько приезд. Такой вот придорожный храм».
В декабре 1991 года, 30 лет назад, только что рукоположённый священник Александр Орлов вышел из остановившейся машины и вошёл в храм.
Вернее, в то, что от него осталось. Не было ни окон, ни дверей, но «глаза боятся, а руки делают». Отслужили молебен и потихонечку начали храм восстанавливать. Одна из первых прихожанок храма Зинаида Дмитриевна Носикова вспоминает о том времени: «До сих пор не могу понять, как из такой разрухи нам удалось сделать прекрасный храм! Посмотрите, какой у нас иконостас, какие росписи! И всё это усилиями прихожан и батюшкиными молитвами. В храм вернулись и многие его иконы, которые хранились по семьям после его закрытия и расстрела священника, отца Иоанна Евдокимова».
Удивительная связь поколений обнаруживается сразу, как только мы чуть пристальнее присмотримся к происходящему рядом с нами. Прихожанка Светлана Валерьевна Чекалина рассказала, что мама её была крещена в этом храме одной из последних перед его закрытием. Было это осенью 1937 года. И вот теперь она сама ни один праздник, ни одно воскресенье старается не пропускать. «Очень хорошие проповеди у батюшки. Я прямо стою, заслушиваюсь, хочется подойти близко-близко, каждое слово впитать», – говорит Светлана Валерьевна.
После такого отзыва мне очень захотелось послушать проповеди отца Александра, и, признаюсь, я не был разочарован.
«Давайте молиться не чтобы Бог принял нашу сторону, а чтобы мы приняли сторону Бога!» – простые по форме и глубокие по содержанию слова мгновенно вырывают из привычной суеты, и ты вновь, как и в первый раз соприкоснувшись со Христом, с ясностью видишь, где истина! В другой день отец Александр на проповеди произнёс: «Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна долго не имели детей, хотя были сугубо праведные. При всей своей праведности они терпели поношение от людей. Такое бывает. Когда человек лицемерен, то люди его хвалят, а когда человек честен, то его осуждают».
Своими словами настоятель Иоанно-Предтеченского храма не льстит ни себе, ни другим. Говоря о библейских событиях, он говорит словно о нас с вами. Обнажает наши несовершенства, но при этом почему-то его слова не ранят.
На проповеди 17 октября 2021 года отец Александр сказал: «Соединение с Богом, получение Божией любви происходит не когда мы любим любящих нас, а когда мы любим, а чаще просто терпим тех, которые нас не любят».
Это умение не обличить, а, наоборот, ободрить, возможно, связано с тем, что отец Александр из священнической семьи. Он с детства рос при храме. И его вера, созревая в нём годами, никогда не противоречила его мыслям и поступкам.
«Невозможно научится любить ближнего, пока ты в этом не упражняешься. Ведь именно так, малыми шагами, мы научаемся в любви».
С особым вниманием отец Александр смотрит на молитву. Часто, слишком часто мы полагаемся на себя или на другого какого-то человека, забывая, что о помощи просить нужно прежде всего Бога.
«Бога невозможно познать, пока ты не будешь молиться, и вера всё-таки хороша, когда ты прошёл через испытание, потому что, если ты испытания не проходил, ещё неизвестно: веруешь ты или не веруешь. Как человек спросит:
– Ты умеешь играть на пианино?
– Не знаю, ни разу не пробовал.
А если ты попробуешь поиграть на пианино или попробуешь молиться, то сразу поймёшь, умеешь ты верить или не умеешь», – говорит отец Александр.
Столкнувшись в своей жизни с серьёзным испытанием, он увидел в этом… проявление чуда! Жил себе жил, к врачам практически не обращался. И здесь попал к ним вроде бы по причине, на первый взгляд, незначительной. На праздник Богоявления, когда священнику, помимо духовных сил, нужны ещё и немалые физические (народу в храме много, и воды, соответственно, надо много принести, а потом всем её раздать), у батюшки поднялось давление.
Друг посоветовал поехать в больницу, показаться врачам. Так отец Александр впервые оказался на серьёзном обследовании.
Батюшка вспоминает: «И тут приходит врач и говорит: “У вас завтра операция! Отлагать нельзя”! И действительно, сделали мне операцию. Оказывается, у меня опухоль обнаружили на спине. Потом пришли результаты гистологии, и оказалось, что у меня всё не так хорошо. Если бы я не сделал операцию, то через пару месяцев мог бы уже её не делать, потому что уже было бы поздно. Получается, вскочил в последний момент в последний вагон».
О чудесах в жизни православных говорить очень сложно. Те, с кем они происходят, знают, что да, чудо произошло, но, бывает, поделишься с кем-то сокровенным и чувствуешь, что другой засомневался, ищет в этом какое-то своё рациональное объяснение, и чудо словно начинает таять. А бывает и так: просит человек одно, и даже получает просимое, но достаётся это ему за счёт чего-то другого, от чего приходится отказаться. А бывает и третье: просит человек и получает вроде бы то, что просил, но не совсем так, как себе это представлял. И поначалу как бы даже и не знает, как с этим жить и как это нести, и лишь потом со временем осознаёт, что это именно то, что и было ему нужно. Но главное чудо, по мнению настоятеля Иоанно-Предтеченского храма, то, что едет себе человек мимо храма или идёт, неважно, и вдруг как молния его пронзает: не может дальше без Бога!
«Это ведь не я его в этот момент в храм призываю, а сам Господь призывает», – улыбается отец Александр.
Прихожанин Олег Евгеньевич Бубнов вспоминает: «Меня в 6 лет втайне от родителей крестила бабушка. Возраст уже осознанный, и я до мелочей помню, как всё происходило. Однако в дальнейшем в храм не ходил. Жили мы отдельно от бабушки, и воспитания православного я получить не мог. Пришёл в храм уже взрослым, после ряда грустных событий, произошедших в моей семье. Пришёл за духовной помощью – и нашёл её. Побывал и на Святой Земле, где также почувствовал, как в душе что-то стало меняться. Было это в 2008 году. С тех пор я регулярно посещаю богослужения. Благодаря тому, что есть православный храм, есть православная вера, легче становится жить и понятно, что надо делать. Не всегда, конечно, но для этого есть отец Александр, который подскажет».
«Мы должны понимать, что бежим длинную дистанцию, – рассказывает отец Александр, – как человек, который бежит марафон. Не нужно соревноваться с тем, кто рядом, потому что это безсмысленно. Ты должен, прежде всего, смотреть на себя, на то, как ты сам пройдёшь эту дистанцию, хватит тебе сил или нет. Смысл не в том, кто быстрее или кто выше, а выдержишь ты или не выдержишь, найдёшь ты ответы или не найдёшь. Как преподобный Антоний Великий услышал глас от Бога:
“Антоний! Себе внимай”! Или вот такой пример. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла женщина и попросила помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил: “Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать”. Поэтому меня волнует, как самому стать лучше. У человека должно быть, прежде всего, желание самому с Богом быть». Закончилась литургия. Отслужили водосвятный молебен и панихиду, и прихожане храма стали расходиться.
Многие садятся в машины и встраиваются в их общий поток. Они едут по своим житейским делам и заботам, но при этом увозят с собой то, что обрели в храме. А это, может быть, то, что удержит от зла, принесёт добро, порадует ближнего, наполнит жизнь смыслом. Храм не остался позади, он с ними. В дороге.
Андрей Викторович
ПОЛУШИН