В гостях у преподобного Севастиана

В конце октября 2021 года автору этих строк вместе с протоиереем Вячеславом Брегедой довелось посетить Казахстан, в частности, столицу Нур-Султан (Астану) и Караганду. Батюшка родился в Алма-Ате, но его детство и юность прошли в Караганде. В младенчестве его крестил иеромонах Севастиан, будущий преподобный старец. Главная цель поездки – познакомить священнослужителей Карагандинской епархии и местных прихожан с вышедшей недавно в свет книгой «Духовные светильники Карагандинской земли». Автор-составитель этой книги – протоиерей Вячеслав Брегеда, а ответственный редактор – В.Б. Панков. Работа над книгой заняла около трёх лет. В ней собраны уникальные материалы о подвижниках веры и благочестия, об истории Русской Православной Церкви в Караганде.

Наша поездка была приурочена к праздничной дате – 22 октября отмечалось обретение мощей преподобного Севастиана (Фомина), исповедника, который несколько лет во время гонений провёл в Карагандинском лагере (Карлаге) и после освобождения возрождал Русскую Православную Церковь в Караганде.
Рано утром рейсом «Аэрофлота» мы прибыли в Астану. И сразу у нас произошло небольшое искушение. Отец Вячеслав первым делом решил посетить местный монастырь Русской Православной Церкви. Точного адреса он не знал и понадеялся, что таксисты всё знают. После коротких объяснений водитель казах в знак понимания кивнул и повёз нас, казалось, в нужном направлении. По пути, прежде всего, бросилось в глаза обилие строившихся современных зданий, небольших, средних и просто огромных мечетей. Пока мы минут сорок рассматривали окрестности, водитель подвёз нас к какому-то сооружению и уверенно произнёс, что уже приехали.
От увиденного мы испытали небольшой шок. Над массивным зданием возвышалась звезда Давида – это была синагога. Дальнейшие объяснения и комментарии были уже излишни.
Пришлось сразу ехать на железнодорожный вокзал и направляться в Караганду.
Тут снова мы столкнулись с ещё одной удивительной неожиданностью. Вдруг повеяло чем-то трогательно далёким и родным. Пришёл поезд с серенькими вагончиками, словно из недавнего советского прошлого. Такие составы обычно использовались в Советском Союзе лет 40-50 тому назад для районных перевозок пассажиров.
Это резко контрастировало с современно обустроенной новой столицей республики. Немного позднее стало понятным, что железнодорожными перевозками здесь занимается несколько частных компаний и, видимо, нет средств на обновление подвижного состава.
Моим попутчиком оказался молодой казах, который работает в охране вахтовым методом. Парень поразил меня хорошим знанием российской действительности, здравыми и разумными рассуждениями. Как выяснилось, он окончил юридический институт, работал в полиции следователем. Но в конце концов вынужден был уволиться.
Пожаловался, что в Казахстане жуткая клановость, здесь всё «схвачено» и человеку даже с хорошими способностями без связей никуда не пробиться. Поэтому из Казахстана многие уезжают на работу в другие страны.
Караганда нас встретила на редкость южным солнцем, приветливой тёплой погодой: плюс 16. Настоящее карагандинское бабье лето. Этот город мало чем отличался от столицы по числу новостроек, современных зданий, высших учебных заведений. Однако если в Астане по пути следования мы увидели всего один небольшой православный храм, то в Караганде таких храмов несколько.
Совсем недавно построены величественные Троицкий и Введенский соборы. В последнем покоятся мощи преподобного Севастиана.
Коснусь немного истории церковной жизни в Караганде.
Пожалуй, самым значимым событием для верующих людей в 50-е годы прошлого века было одно совершенно незаметное для внешнего мира обстоятельство. После долгих мытарств и проволочек в 1955 году был получен документ о регистрации религиозной общины в посёлке Большая Михайловка. Начались реконструкционные работы по переоборудованию жилого дома в храмовое здание. Руководил всем иеромонах Севастиан.
Были сняты перегородки между стенами, на 1,5 метра углублён пол, на крыше сооружён голубой купол-луковка. Дело в том, что власти не разрешали, чтобы церковь была выше других домов. Поэтому пришлось углубляться, поскольку потолок в доме был очень низким. И в 1955 году, в день праздника Вознесения Господня, была освящена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отец Севастиан был настоятелем этой церкви 11 лет: с 1955 по 1966 гг., т. е. до дня своей кончины. Его священническое служение – особая страница в жизни Караганды.
О нём уже написано и издано несколько книг, составлено жизнеописание. Его по праву можно причислить к последним Оптинским старцам, поскольку он принял монашество в Оптиной пустыни и находился там несколько лет. Был келейником Оптинских старцев, сначала Иосифа, а затем Нектария. В 1933 году осуждён за веру и семь лет пробыл в заключении, из них шесть – в Карагандинском лагере (Карлаге).
Святейший Патриарх Алексий II, посещая Казахстан, назвал казахстанскую степь огромным антиминсом, распростёртым под открытым небом. В XX веке здесь несли свой христианский подвиг и нашли упокоение тысячи верующих во Христа.
Бывший узник Карлага, благолепный старец стал, несомненно, символом духовного обновления Караганды, небесным покровителем этого города. Не счесть случаев чудесной помощи, его молитвенного заступничества в самых тяжелейших жизненных обстоятельствах. Возле Троицкого собора ему установлен памятник.
Остановились мы у знакомых отца Вячеслава в добротном доме на окраине Караганды. Старшая в семье – бабушка, точнее, прабабушка. Она рассказала, что отец её был немец, высланный из Крыма, а мама – русская из Оренбурга, тоже высланная. Уже в Казахстане родилось их четвёртое поколение – трёхлетний праправнук Серёжа. Таких семей здесь немало. Дедушка и бабушка отца Вячеслава также в своё время были высланы из Царицынского уезда (ныне Волгоградская область).
Нас приняли, как родных, с любовью и настоящим русским гостеприимством.
Общаясь, мы невольно окунулись в реальную казахстанскую жизнь. Хозяин дома – 57-летний Василий, трудится дальнобойщиком. Его супруга Елена работает в небольшом магазинчике и занимается частным извозом. Зять и дочь имеют свой небольшой бизнес. Хлеб насущный добывают поистине в поте лица. Средняя заработная плата практически у всех в переводе на рубли – 20 тысяч. Выручает подсобное хозяйство, помощь друзей – русских и казахов. Многие их друзья уже уехали из Казахстана, Елена настроена решительно и хочет переехать в Оренбург. Её муж занимает выжидательную позицию, только бабушка против. «На кого мы оставим здесь наши могилы?» – вопрошает она. Три поколения их сродников лежат на местном кладбище. Да и дом у них строился совместными усилиями также трёх поколений. Более всего опасений из-за того, что в перспективе здесь могут отказаться от русского языка, который используется пока одинаково с государственным казахским.
На день обретения мощей преподобного старца Божественную литургию возглавлял епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Несмотря на обычный рабочий день, в Введенском соборе было достаточно многолюдно. Мы наглядно убедились, что карагандинские храмы не пустуют даже в будние дни.
Большое впечатление произвело на нас посещение Троицкого храма бывшего посёлка Санниковское Акмолинского уезда (ныне посёлок Ботакара). Два священнослужителя этого храма причислены Православной Церковью Казахстана к лику святых – священник Леонид Лебедев и псаломщик Исидор Решеткин.
Недалеко от храма на горе на месте их гибели установлен поминальный крест.
Священномученики пострадали за связь с белыми в 1921 году. Красноармейцы раздели их донага и повели на казнь. Отец Леонид и псаломщик Исидор перед казнью сложили персты для крестного знамения, чтобы в последний раз перекреститься на свой храм, но им отрубили пальцы. Затем зарубили шашками.
Одним из последних мест нашего посещения был посёлок Долинка, расположенный в 45 км к юго-западу от Караганды, где находится Музей памяти жертв политических репрессий. Для музея выбрано здание бывшего управления Карлага. Протяжённость территории лагеря с севера на юг составляла 300 км и с востока на запад – 200 км. Кроме того, вне этой территории имелись два отделения: Акмолинское, расположенное в 350 км от центра лагеря, и Балхашское – в 650 км.
В залах музея размещены экспозиции, имитирующие те или иные моменты из жизни узников Карлага. Создатели музея по возможности старались воспроизвести обстановку того времени, и это им, несомненно, удалось.
На одном из стендов, посвящённых учёным Карлага, мы с удивлением обнаружили фотографию учёного-исповедника, жителя Подмосковья Игоря Константиновича Фортунатова. Он был осуждён за веру и занимался озеленением казахстанских земель, созданием садов и парков. Журнал «Русский Дом» неоднократно писал о нём.
Работники музея профессионально и подробно рассказали о различных сторонах жизни заключённых и ссыльных, о той помощи, которую оказывали им простые казахи, спасая от голодной смерти, хотя сами тоже голодали. У казахов есть своеобразный творог, который называется «курт». Когда он высушивается, становится как камень. Так вот, казахские женщины бросали репрессированным этот творог. Те думали поначалу, что в них бросают камни, а потом рассмотрели и начали употреблять в пищу.
В последний день нашего пребывания резко похолодало, пошёл снег. Напоследок мы помолились в старой подземной церквушке, которую построил и освятил преподобный Севастиан, посетили местное русское кладбище – могилы священников и известных стариц, в частности, место захоронения игуменьи Севастианы (Жуковой) – старицы высокой духовной жизни. Она многие годы была преемницей преподобного, прожила большую жизнь (почила на 90-м году в 2015 году) и основала Богородице-Рождественский женский монастырь. О ней уже написано несколько книг.
…Снова серенький поезд советских времён повёз нас в обратном направлении. В своём сердце мы уносили теплоту и радушие тех людей, с которыми общались, и надежду, что Православная Церковь Казахстана будет хранима молитвами преподобного Севастиана, святых и подвижников веры и благочестия этой благословенной земли.

Владимир Борисович ПАНКОВ