Слова назидательные

Какой отпечаток оставляет в сердце человека первая встреча с Библией? Почему даже в самых сложных жизненных ситуациях не стоит отчаиваться? Как понять выражение «Святость не равна безгрешности»? Вспоминая разные случаи из жизни, на эти вопросы отвечает иерей Александр САТОМСКИЙ, настоятель храма Богоявления Господня города Ярославля, пресс-секретарь Ярославской епархии.

Первая Библия

Первую в жизни Библию я увидел у своего брата. Конец 90-х, брату на 18-летие бабушка подарила Синодальное издание Священной Книги. Брату она сильно не пригодилась и до сих пор стоит в моей личной библиотеке.
Но на тот момент, будучи 10-летним ребёнком, я пролистал пару страниц и понял… что ничего не понял. Я открыл Бытие, прочитал две главы и просто отложил книгу. Библия для меня закрылась на несколько ближайших лет.
Мои родители ввиду специфики работы часто встречались со священниками. Один из них, настоятель храма в нашем посёлке, подарил им детскую Библию с иллюстрациями Хорхеса Луиса Монтеро. Книга оказалась прекрасно адаптирована для детей, в то же время полностью лишена пряничности. Я не увидел никаких гравюр Доре, ни совсем уж детских рисунков. Образный ряд книги серьёзно повлиял на меня, ребёнка, и подтолкнул глубже познакомиться с оригиналом.
Более того, решающее значение на меня оказала ветхозаветная эстетика книги: кровь, огонь и курение дыма для определённого возраста – довольно увлекательное чтение. До сих пор ветхозаветное Писание при всём понимании важности Нового Завета остаётся для меня довольно вдохновляющим.
Присутствовала некоторая двойственность. У нас совершенно нерелигиозная семья. Понимание, что разговор о Боге возможен, было всегда. И сама идея, что Бог существует, казалась вполне принимаемой. Но погружение в фактологию о том, что Бог Живой и присутствует в истории, что Он взаимодействует с людьми и Он – Личность, увлекло особенно. История Христа – главная история человечества. Сердце откликается на это однозначно. Но был внутренний вопрос: а Христос действительно существовал или Он – выдумка? Если Он был – всё правда, а если придуман – это не более чем чтение. Лет в 12-14… интернета нет, библиотека в селе в конце 90-х – начале нулевых понятно, как выглядела, но из каких-то исторических передач, прочитанных книг начало складываться понимание, что говорить о Христе как исторической личности мы можем, и всё библейское повествование приобрело краску.

Помощь Симеона

Двое наших прихожан, будучи в браке около 5-6 лет, никак не могли зачать ребёнка. Анализы ничего плохого не показывали, оба молодые, оба здоровые. Переживали, оно и понятно.
Услышали они про святого Симеона Афонского как помощника людям, страдающим безплодием. Задумались. Вокруг святого Симеона сложилась такая традиция: люди пишут письмо на Афон со своей просьбой, монахи начинают  молиться о помощи верующим, а также высылают в ответ на письмо стебелёк лозы, растущей на могиле святого.
Отправили письмо на Афон и начали молиться. Неделя, вторая, третья, месяц… Лоза с могилки Симеона ещё даже не пришла на почту в Ярославль, а у них уже чудо: женщина забеременела. Вскоре родился мальчик, которого, конечно же, назвали Симеоном. У нас в храме его крестили, а семья – по-прежнему наши безсменные прихожане.

Собрание святых

Воцерковление моё началось в маленьком древнерусском посёлке Ярославской области, где я провёл детство.
В лавке при нашем храме выбор литературы был, мягко сказать, крайне маленьким. Для иллюстрации: чтобы получить, к примеру, местные епархиальные ведомости, прождать можно было не один месяц. А вот в Ярославле к тому времени открылся полноценный книжный магазин православной литературы.
Мне было тогда 15 лет. Я оказался в этом книжном раю впервые. Глаза разбегались. И среди всего разнообразия в тот момент продавцы посоветовали мне книгу отца Александра Шмемана «Исторический путь Православия». Это был лёгкий и понятный экскурс в историю Церкви. И именно эта книга определила моё отношение к целому ряду вещей, которые я впоследствии наблюдал в церковной жизни.
При всём внимании, аккуратному отношению к церковному Преданию книга отца Александра оставляла то же ощущение, что и… библейский текст. В Библии авторы никогда не пытаются приукрасить своих героев. Они говорят
совершенно честно о поступках людей и тем последствиях, к которым это привело. Поэтому Библия – очень честная книга. Точно такие же впечатления у меня остались после прочтения истории Церкви в изложении отца Александра.
Я понял, что действительно Церковь – это собрание святых. С другой стороны, святость как таковая совершенно не равна безгрешности. У каждого человека святость – это путь, вызревание, труд, борьба, и, соответственно, в разные моменты времени один и тот же человек самому себе не всегда равен.
Но при всём при этом через наши ограниченность и несовершенство действует Христос. Исполняются его слова: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Позже, спустя годы после прочтения книги, сталкиваясь с совершенно разными явлениями в церковной жизни, я уже никогда ничем не очаровывался и не разочаровывался. Проблемы внутри Церкви я спокойно воспринимал как наличествующую действительность, не позволявшую мне усомниться в Её святости или истинности. А имя отца Александра с тех пор стало для меня своего рода знаком качества.

Записал Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ