Монах Авель (в миру крестьянин Василий Васильев), якобы предсказавший целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II, общественные потрясения и войны, прожил 74 года, а не 83, как предсказывал он в своих пророчествах.
Первое жизнеописание монаха Авеля появилось через 44 года после его смерти – в 1831 году. В воспоминаниях современников, которых совсем немного, он предстаёт как человек, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания.
Надо отметить, что в этих воспоминаниях нет ни одного прямого свидетельства о предсказании, всё приводится со слов других, а его собственные писания и некоторые документы говорят об иной картине. Не сохранилось и ни одной полной «книги» Авеля, лишь фрагменты и некоторые копии.
«Книги», которые писал Авель, представляли собой тетрадки с его сочинениями. В «Записках» И.П. Сахарова указывается на то, что Авель записывал свои «видения на маленьких тетрадках, которых очень много
по свету гуляет». До наших дней сохранился лишь оригинал дела Министерства юстиции Российской империи 1796 года – так называемое Дело о крестьянине вотчины Л.А. Нарышкина именем Василий Васильев… В материале речь идёт о 67-страничной «книге» Авеля с пророчествами.
Монах Авель родился 18 марта 1757 года в деревне Акулово Алексинского уезда Тульской губернии.
Он был одним из девятерых детей хлебопашца Василия и его супруги Ксении. В детстве и юношестве Василий Васильев работал плотником в Херсоне и Кременчуге. Пережив тяжелейшую болезнь в молодости, решил пойти в монахи, однако родители воспротивились этому. В 1774 году Василий женился – против воли.
У него родилось трое детей. До 1785 года он не решался идти против семьи. Но затем ушёл из деревни и, получив откупную у барина Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря. Там и принял постриг. В монастыре прожил только год и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню».
После девяти лет скитаний Авель остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую «книгу».
За свои пророчества Авель преследовался: его трижды заключали в тюрьмы, при этом дважды по высочайшему повелению. Начиная с середины 90-х годов XVIII века его «пророчества» и «писания» распространяются в самиздате.
Скончался монах 29 ноября (12 декабря) 1831 года, погребён в Суздале, за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря.
Монах Авель пророчествовал о государях: он предрекал смерть и гибель многих российских императоров – тех, кто правил великой империей и в чьих руках были судьбы многих народов.
Об императрице Екатерине II: «… царствовать будет 40 лет» (годы её царствования 1762–1796 – то есть всего 34 года). Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что «на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет». «Пророчество» не сбылось.
Свои откровения Авель, согласно его заявлениям, получал «свыше», слыша голоса или видя видения. На допросе он показывал, что имел видение: видел на небесах две книги и записал их содержание <…> В рукописи, «списанной с небесной книги», нашли и отступление от Православия, и преступление против «величества».
Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 мая 1796 года Авель высказывал сомнения в божественности природы видений и голосов и в конце допроса даже признал, что глас, повествовавший ему о царствовании Екатерины II и Павла I, был демоническим.
В приговоре и указе Екатерины сказано, что сочинитель рукописи подлежит смертной казни, но (по милосердию императрицы) отправляется на вечное заточение в Шлиссельбургскую крепость. Оттуда его освободил император Павел I.
Для нас, нынешних, вечное заточение за пророчества кажется не просто жестоким, а несоизмеримым наказанием. Кто только сегодня не занимается предсказаниями! Целые институты созданы. О конце света чуть ли не каждый год пророчат. И что? Их всех в тюрьму? Но в те времена к людям, говорившим не от себя, а от имени Бога, относились по-другому.
«Пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор. 18, 20–22).
Православным известно, что безконтрольное, некритическое принятие на веру демонических видений и голосов и даже просто контакты с ними часто заканчиваются для человека умоповреждением.
Документальные свидетельства того или иного предсказания монаха Авеля весьма скудны, но, что интересно, с годами самих пророчеств становится всё больше, и они становятся более детальными.
Императору Павлу I: «Коротко будет царствие твоё, и вижу я лютый конец твой. …от неверных слуг мучительскую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей».
Об Александре I: «Француз Москву при нём спалит, а он Париж у него заберёт и Благословенным наречётся...»
О Николае I: «Начало правления Николая дракой, бунтом вольтерьянским начнётся…».
Об Александре II: «Царём-Освободителем преднаречённый… крепостным он свободу даст, а после турок побьёт и славян тоже освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, “охоту” на него начнут, убьют среди дня ясного в столице».
Об Александре III: «Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведёт он. А только не долго царствование будет».
О Николае II: «Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную… На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет. Великая война, мировая… По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет… власть безбожная будет бичевать землю русскую… Да и свершится Казнь египетская…» [12] [13].
В приписываемых Авелю сочинениях приводятся много и других предсказаний, например, говорится, что после многих бед Россия сможет оправиться и вновь стать великой.
Он описывал и правителя, который сможет поднять страну: «И восстанет в изгнании Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское… и он сам подтвердит своё призвание... Имя его трикратно суждено в истории российской. В нём спасение и счастье державы российской. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей».
Среди воспоминаний современников нет ни одного прямого свидетельства о предсказаниях Авеля. Все они повторяют слова собеседников.
Отметим, что все печатные сообщения о якобы предсказанных им событиях появились позже самих этих событий.
Большинство «предсказаний» сформировалось в эмигрантских кругах в 1920-е годы, а потом особенно в 90-е годы двадцатого века, доказывая наличие сторонних добавлений в его пророчества.
«Если предание не достоверно, то оно и не церковно! – пишет Николай Каверин в статье об Авеле-прозорливце. – Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием».
Остаётся лишь добавить, что вольное обращение с церковно-историческими фактами может привести к пагубным последствиям и соблазнам.
Подготовил
Василий Александрович
САМСОНОВ