В жизнь вечную

До 60-х годов прошлого века Ваганьковское кладбище было крупнейшим в столице (в настоящее время оно меньше почти в 3,5 раза, чем Хованское). Появилось оно в 1771 году одновременно с Рогожским кладбищем и по той же причине, что и Рогожское, – для погребения умерших от чумы.


Здесь располагаются три храма – Воскресения Словущего, апостола Андрея Первозванного (единственный в столице, посвящённый этому апостолу), вмч. Георгия Победоносца, а также часовня во имя св. блгв. князя Александра Невского. Во время учёбы в светском вузе в 70-е годы прошлого века я неоднократно бывал в храме Воскресения Словущего. Любитель престольных праздников, я посетил тогда этот храм на все его престольные праздники (в храме их пять). Настоятелями в то время были прот. Николай Смирнов (я учился у него в Московских духовных школах, где он преподавал историю Русской Церкви) и о. Валентин Парамонов (к нему я приезжал перед поездкой на его малую родину в Вологодскую область). Вскоре после открытия Даниловой обители, когда в ней ещё не совершались литургии, я побывал на службе в Воскресенском храме. Вдвоём с пономарём храма на колокольне устроили торжественный трезвон. Три года назад звонница была полностью обновлена, каждые четверть часа вызванивается красивая мелодия.
Внутри храма есть две старинные иконы Богородицы – Казанская и Смоленская, частица мощей свт. Луки Крымского и другие святыни.
В 1916 году, незадолго до Октябрьского переворота, справа от входа на кладбище был устроен храм во имя св. ап. Андрея Первозванного – для отпевания усопших. Особенностью этого храма является то, что алтарь находится с северной стороны (по вынужденным обстоятельствам). В сентябре 1918 года настоятель храма прот. Неофит Любимов по обвинению в служении панихиды по свергнутому царю был расстрелян. Когда здесь обосновались обновленцы (власти отдали им на «окормление» кладбищенские церкви столицы, приписав их к Храму Христа Спасителя, находившегося в руках обновленцев), «староцерковники» после этого ещё пару лет служили в Андреевском храме.
На Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущего в большей степени, чем у других кладбищенских храмов, погребено обновленческих деятелей: «архиепископ» Георгий Жук (его кафедра была здесь же; он из женатого духовенства – отец 18 детей), «архиепископ» Вениамин Муратовский (один из главных организаторов обновленческого движения), профессор С. Зарин (он написал магистерскую диссертацию об аскетизме, редактировал «Вестник» обновленческого Синода, в последние годы жизни был секретарём обновленческого «первоиерарха»), епископ Евдоким Мещерский (до уклонения в раскол – ректор Московской духовной академии, у обновленцев был «митрополитом») и др.
В конце 1943 года причты московских обновленческих церквей (кроме Пименовского) принесли покаяние в грехе своего пребывания в расколе. В настоящее время все храмы на Ваганьковском кладбище приписаны к Высокопетровскому монастырю.
В 20-30 гг. множество захоронений духовенства, дворянства, купечества было уничтожено или осквернено. До Бутово и «Коммунарки» Ваганьково было основным местом погребения расстреливаемых в московских тюрьмах людей. Среди них епископ Василий (Зеленцов) – известна его критика Декларации митрополита Сергия; епископ Максим (Жижиленко) – около двух лет возглавлял оппозицию «непоминающих» в Москве и области и ещё ряд
духовных лиц и мирян. Все они были причислены к лику святых (имеется икона Новомучеников Ваганьковских). Во время войны немало фашистских бомб попало на кладбище. В 1941–1942 гг. здесь появились захоронения погибших воинов и горожан.
Из погребённых на Ваганьково можно ещё вспомнить великого архидиакона Константина Розова (он умер в 1923 году от миокардита в возрасте 49 лет); настоятеля Успенского собора в Кремле протопресвитера Николая Любимова (†1924 г.); ближайшего помощника митрополита Николая (Ярушевича) архиепископа Макария (Даева) (†1960 г.).
Из тех, кто погребён ближе к нашему времени, – протоиерея Глеба Каледу (†1994 г.); протоиерея Александра Ветелева (†1976 г.); духовного писателя протоиерея Михаила Труханова (†2006 г.). Из мирян – церковного композитора П.Г. Чеснокова (†1944 г.); А.Ф. Лосева (монаха Андроника, †1988 г.); Н.С. Капчука (†2018 г.), в 28 лет он стал старостой Богоявленского Елоховского собора и был в этом качестве 46 лет. Русских живописцев – В.А. Тропинина (†1857 г.) и В.И. Сурикова (†1916 г.); создателя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (†1872 г.).
Конечно же, выдающегося русского поэта С.А. Есенина (†1925 г.) и В.С. Высоцкого (†1980 г.), создавшего за свою жизнь около тысячи песен. Очередь, двигавшаяся ко входу Театра на Таганке попрощаться с актёром, растянулась на 9 километров. Погребён Владимир Высоцкий на центральной площади некрополя (за это решение смотритель кладбища поплатился должностью). В красном углу в спальне певца на Малой Грузинской находилось несколько икон, в частности, Казанская и два восьмиконечных медных креста, Библия, молитвослов, церковный календарь. Есть данные, что Высоцкого крестил православный священник во время его поездки в Армению. На гранитном постаменте креста на могиле Игоря Талькова эпитафией выгравирована цитата из его песни: «И, поверженный в бою, я воскресну и спою». Могила певца находится рядом с захоронением трёх погибших в августе 1991 года.
Наиболее известное захоронение на Ваганьково – отца Валентина Амфитеатрова. На месте его вероятного погребения установлен высокий восьмиконечный крест с голубцом. Таких крестов на кладбище мы больше не видели.
В отличие от старообрядческих кладбищ, где под крестами такой формы, стоящих рядами, погребены стар и мал, богатый и бедный, знатный и простец, здесь, на Ваганьково, пестрота надгробий невообразима. На могилах известных деятелей отечественной культуры и спорта можно видеть их изваяния, на которых они читают книги, держат футбольные мячи, играют на музыкальных инструментах и т. д. Как будто создатели этих изваяний действительно хотели увековечить своих кумиров, но, как поётся в песне: «Нет на земле ничего постоянного…»
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908) был погребён рядом с любимой супругой Елизаветой († 1880 г.).
К могилке пастыря-утешителя всегда стекался народ, и по его молитвам происходило множество исцелений и чудес. В одном из воспоминаний о праведнике мы читаем: «Отец Валентин служит необыкновенно хорошо, говорит доходящие до сердца проповеди и с любовным вниманием вникает в чужое горе и радуется чужими радостями, как своими собственными».
У могилы отца Валентина Амфитеатрова я совершил заупокойную литию по старому чину, после чего с пришедшими прихожанами про себя помолился о благополучном разрешении судебной тяжбы в связи с покушениями на целостность нашей земли истцов из Дома на набережной. Помолились также у захоронений блаженных схимонахини Матроны, Митрофана и Николы.
Для поминальных трапез и вообще для всех желающих на территории кладбища действует обширная трапезная палата.
В храме св. вмч. Георгия устроен баптистерий. Спрашиваю сотрудницу – землячку, уроженку Донбасса: «Часто ли бывают крещения?» – «За последнее время крестили одного взрослого и одного младенца. Гораздо чаще бывают отпевания». Вспомнил, что на моей малой родине в городе Артёмовске Луганской области за время «незалэжности» население уполовинилось – с 14500 человек до 7500, а с началом военных действий в 2014 году вообще упало до 2000 человек. Увы, тает Русский мир…

Игумен Кирилл (САХАРОВ)