Было бы справедливо, если 2022 год станет в России Годом краеведения. По этому вопросу я написал Президенту Российской Федерации. Ещё в феврале 2019 года в обращении к Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин предложил «существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны, в том числе дополнительно направить на эти цели средства из Фонда президентских грантов».
Надо ли убеждать в том, что краеведы – это созидательная сила государства, патриоты и подвижники малой и большой родины. Краеведы, реализуя проекты, вкладывают в них не только дорогое личное время, но и нередко личные финансовые средства, совершают открытия и участвуют в приумножении историко-культурного духовного наследия малой родины, зачастую преодолевая препоны местных бюрократов.
Они трудятся, как правило, на общественных началах. Краеведение – это комплекс естественных и общественных исследований, изучение страны, города или других поселений местными жителями, для которых эта территория считается родным краем. В этой работе участвуют также отдельные энтузиасты, научные коллективы, общественные организации – независимо от их месторасположения. Можно утверждать, что краеведческая составляющая присутствует во всех житейских ситуациях, пусть в самом узком, семейном варианте, т. к. люди хранят память о своих предках, традициях рода.
Профессионализм в краеведении не сводится к одной какой-либо научной дисциплине. Краеведением может заниматься человек с любым профессиональным образованием, просто он должен знать общие методы и требования, обеспечивающие научную обоснованность результатов, которые он предлагает и учёным, и – что особенно важно в краеведении – широкой общественности.
Краеведение есть единство науки и практики. Оно мертво без тех самородков-краеведов, которые не обременены учёными степенями, но отдают всего себя делу сохранения исторической памяти. Всякий краевед – практик краеведения. Сохранение и передача исторической памяти осуществляется в деятельности людей, которые приходят в краеведение из разных областей знания, и именно этим сильнό сообщество краеведов, ведь они изучают жизнь с разных точек зрения, с разной базой подготовки. Нельзя просто выучиться на краеведа, им можно только стать.
У краеведения комплексный, многоплановый характер – литературное, географическое, этнографическое, топонимическое, историческое краеведение, наконец, краеведение, связанное с изучением региональных памятников культуры. Следует особо подчеркнуть актуальность вопроса об изучении истории населённых пунктов, уточнение дат их возникновения. Без знания имён их основателей невозможно создать полнокровную историю края, вести краеведческую работу на местах.
Углублённое познание края содействует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Краеведение даёт каждому поколению возможность осознать своё место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи.
Краеведение – это не дань моде, а желание сохранить для потомков хотя бы то, что ещё возможно, это область знаний, которая сближает людей разных поколений, даёт им возможность реально почувствовать себя единым народом.
Академик Д.С. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней».
Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
У настоящего краеведа всегда есть неутолимая потребность вовлечь как можно больше людей в освоение культурного наследия предшествующих поколений. Признанный теоретик краеведения, академик РАО С.О. Шмидт, прекрасно сформулировал это, сказав: «Краеведение – это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня
образования и специальной подготовки…» Человек, воспитанный в этой школе, становится по-настоящему просвещённым. Он будет знать и развивать собственную культуру, сможет отнестись с заинтересованным уважением к представителю другой культуры, окажется способным к диалогу, никогда не уничтожит чужие культурные памятники.
Было бы справедливо, чтобы лучшие традиции дореволюционного, советского и постсоветского краеведения были сохранены и продолжали развиваться. Не может быть и полноценного внутреннего туризма в РФ (о развитии которого нередко напоминает нам Президент РФ В.В. Путин) без государственной поддержки краеведения. Отношение к краеведению в обществе может служить нравственной оценкой самого общества, мерилом уровня его культуры.
Краеведение – дело государственное, всенародное.
Евгений Яковлевич ГОЛОДНОВ,
председатель Орехово-Зуевского регионального
краеведческого объединения «Радуница» с 1997 г.