Почему Господь не исцеляет?

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА

Церковь проповедует, что Бог – это любовь и что Он всесилен. Как можно в это поверить, видя такой разгул зла и такие несчастья людей в мире?
О. Рудова, г. Кисловодск

Каждый день мы начинаем с исповедания нашей веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя». Вседержителя – значит Всесильного, без воли Которого волос не упадёт ни с чьей головы. И мы часто слышим: «Если Бог всесилен, почему Он ничего не делает, видя такое торжество зла и столько страданий? Как может Он позволять природные катастрофы, которые каждый год обрушиваются на невинных? Как Он допускает, чтобы новорождённые являлись на свет калеками, инвалидами? Почему не остановит эти непрекращающиеся кровопролития, войны, вопиющую несправедливость, разгул ненависти, растления и насилия?»
Оттого, что всё это действительно имеет место, нелегко христианину называть Бога всесильным. И особенно оттого, что образ Бога, который являет Христос, противоположен обычным человеческим представлениям о всесильном Боге. Христос приходит как Служитель, как Слуга, умывающий ноги Своих учеников. Более того, Он умирает на Кресте как раб и как преступник.
Как соединить наш Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя» и этот образ Бога, Который мы видим во Христе в Его рабском служении? Если мы хотим найти ответ, то должны напомнить себе прежде всего о двух главных тайнах нашей веры. Первая из них – Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), и Он зовёт нас стать причастниками Божественной Троичной жизни. Но наш Бог Отец, Сын и Дух Святой не есть сила, которая навязывает себя, это любовь, которая Себя предлагает. Мы должны непрестанно утверждаться в этой тайне. Вторая тайна нашей веры, о которой мы часто забываем, – это то, что Бог не есть только Тот, Кто внешний по отношению к нам. Обычно мы обращаемся к Богу в наших молитвах как к Тому, Кто вне нас. Но нам надо узнать, что Бог также и внутри нас. Разумеется, мы все знаем из Писания, что христианин – храм Духа Святого, но это, как правило, остаётся чисто умственным знанием. Надо, чтобы мы поняли, почему преподобный Серафим Саровский говорит, что единственная цель нашей жизни – стяжание Духа Святого. Чтобы дано нам было пережить прикосновение Духа Святого к нашему сердцу, Его присутствие в нас, и мы могли совершенно новыми глазами начать читать Писание, находя на каждой странице то, что раньше ускользало от нас.
Да, мы всегда предстоим перед тайной непостижимого Всепревосходящего Бога, но каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы сподобиться дара приобщения Богу, Который есть, как говорят святые отцы, Совершенно Другой. Бог Любовь – там, где Он ближе нам нас самих, в нас самих. И апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
Бог есть любовь, и Бог всесилен. Его всемогущество – всемогущество любви, и это Его всемогущество – во мне! В самой глубине и в самой сокровенности моего «я» – дыхание Божие! Бог живёт в сердце каждого человека. Но чаще всего человек не даёт Богу действовать, как бы парализуя, удушая, делая Его неощутимым для себя своей свободной греховной волей. Но Бог здесь. Как энергия присутствует в атоме, так всемогущество Божественной любви – в глубине наших сердец. В нашем распоряжении колоссальная энергия, способная преобразить нас, но мы не принимаем её в расчёт. Если бы каждый христианин узнал всемогущество этой силы, живущей в нём, всё стало бы возможным.
«Истинно говорю вам, – говорит Христос, – если будете иметь веру и не усомнитесь, и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21–22). Всё возможно, но всё остаётся как есть, потому что человек не верит в силу любви. Он больше верит в силу своих мускулов и своего оружия. Всё возможно, и всё остаётся неизменным, потому человек не верит, что сила любви – единственное, что может преобразить мир. В этом заключается главное заблуждение человечества, и это то, что называется грехом.
Веровать во всемогущество любви – означает готовность отвергнуться всякой другой силы, всякой лжи, утверждающей, что, если мы не подчиним других, мы будем подчинены. Это значит победить свой страх и перестать внушать страх другим. Это значит веровать, что любовь сильнее всякой другой силы. При условии, что мы рассчитываем только на эту силу.

Может ли быть дарована помощь от Господа человеку, не имеющему веры, за молитвы его близких? И ещё один смущающий меня вопрос. Говорят: если ты болен, приди в Церковь, закажи водосвятный молебен, исповедуйся и причастись – и поправишься. Но я знаю людей, которые после этого по-прежнему болеют.
Ф.И. Якименко, г. Мытищи

Да, человек может получить помощь за молитвы близких. Но весь вопрос в том, какая у них вера. Как молятся они о том, чтобы было исцелено неверие и прощены грехи этого человека. Вы помните евангельский рассказ о исцелении расслабленного? Его приносят ко Христу друзья. У него была такая болезнь, что он мог прийти ко Господу, только будучи носимым другими людьми. Когда человек сам не может прийти ко Господу, его могут принести к Нему другие люди. И Господь не отвергает такое обращение к Нему. Человек может быть хромым, больным, безногим, не имеющим возможности самому прийти в храм. Младенцы сами не могут прийти ко Христу, но, когда с верой приносят в храм маленьких детей, чтобы они причастились, Господь призирает на веру тех, кто приносит Ему этих детей.
Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен.
Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы прийти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришёл, а сами смиренно приносят больного друга к Нему. На самом деле мы должны бы всегда первыми приходить ко Христу Богу. Но если внимательно посмотреть на жизнь, не бывает так, чтобы Он не пришёл к нам первым. Когда нам немного приоткрывается тайна подлинного смирения, нам становится понятно, что мы никогда не достигнем того смирения, которое есть у Христа.
Вера этих людей была действенной. Они взяли на себя труд нести этого больного человека ко Христу. А в Евангелии от Марка об этом событии сказано, что они, придя с верой во Христа, увидели, что Господь находится в доме, где теснится толпа, и что им невозможно пробиться туда. Тогда они взобрались на крышу дома, разобрали её и спустили к ногам Христа своего больного друга. Истинная вера не смотрит ни на какие преграды. Она всё одолевает. «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», – говорит Христос, потому что видит, что у этих людей настоящая вера.
Они даже не молятся Христу, об этом ничего не сказано. Они просто полагают к ногам Христа расслабленного, и этого оказывается достаточно. Нам как бы показано, что такое молитва. Молитва – это не обязательно слова, но это обязательно такое стояние пред Богом, когда мы сами пред Ним предстоим и приносим Ему людей, которые нуждаются в помощи Божией. Всякое наше переживание за личное горе, за горе, которое происходит со всем народом, когда оно во Христе, когда мы это горе представляем перед Христом Богом – это и есть молитва.
Несчастье вопиет пред Господом не меньше, чем грех. И Господь в милосердии Своём бывает не менее скорым на слышание, чем в справедливости Своей. Он обращает Своё кроткое лицо к этому безнадежно больному человеку. И с добрым состраданием говорит ему: «Чадо» – «дитя» – называет его. И этот человек утешен. У него есть причина быть утешенным, потому что Господь ему сказал: «Прощаются тебе твои грехи». А если грехи прощены, то нет препятствий для того, чтобы и тело было исцелено. И даже если оно не будет исцелено, то утешение, которое он получил от Христа, больше всякого другого. Христос может сказать: «Я не исцелю тебя от твоей болезни, но это не значит, что ты напрасно пришёл сюда, потому что Я удостоверяю тебя в прощении твоих грехов».
Всякий раз, когда даётся нам по благодати Божией узнать, что Господь прощает нам наши грехи – в таинстве ли исповеди, в личной ли домашней молитве, когда касается нас Он Своей жизнью милосердия и прощения – мы узнаём, что это дороже всего остального на свете. Человек может получить этот дар. Преподобный Силуан Афонский рассказывает об одном человеке, который ходил со светлым и радостным лицом. Узнав однажды, что тот когда-то совершил убийство, он подошёл к нему и спросил: «Как ты можешь быть таким спокойным и счастливым после того, как совершил такое страшное преступление?!» Тот человек сказал: «Я много со слезами молился Господу, и Он простил меня». Он не мог скрыть своей радости, потому что думал, что этот грех уже никто никогда
ему не простит.
Вот об этом мы должны молиться – чтобы Господь простил нам наши грехи и грехи наших близких. Пусть будет всё, что будет, – всё, что пошлёт нам Господь, милосердный и правосудный. Пусть посетят нас огненные искушения, как говорит апостол Петр, но только бы они были очищением наших грехов, чтобы мы с чистой совестью, утешенные любовью Христовой, мужественно, ничего уже не страшась, могли проходить через ад, достигая Господа.
Задумаемся о том, что происходит со многими нашими близкими и родными, со всем нашим народом. Та расслабленность, которой охвачен народ, те беды, которые он испытывает, есть только симптом болезни, называющейся грехом. Господь может легко избавить нас от всех бед, исцелить от всех эпидемий, если будет исцелена главная болезнь, которой болен сегодня наш народ. Господь пришёл, чтобы спасти людей от грехов их.
Но у нашего расслабленного народа нет сил самому прийти ко Христу. Что же делать? Во-первых, Церковь призывается сделаться способной понести народ – на себе, на своих плечах – ко Христу. Для этого нужно иметь сострадание к погибающим людям. Во-вторых, сам народ должен быть способным, как тот расслабленный человек, не сопротивляться, не кричать: «Куда вы меня несёте! Не хочу!» Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?
Господь говорит нам, чтобы мы посмотрели на самих себя. Мы почти все в той или иной степени тоже являемся расслабленными. Но разница заключается в том, что мы всё-таки устремляемся ко Христу. И когда мы устремляемся к Нему, но не можем сами к Нему прийти, нас несут люди, которые крепче нас, – святые, которым мы молимся в Церкви.
Когда мы с подлинным покаянием в грехах доверимся тому, что совершает с нами в Церкви Господь и Его святые, тогда произойдёт чудо исцеления.
И оно не может остаться незамеченным.