Александр Крутов - Слово редактора - Начало начал

Вычислить с арифметической точностью начало русской государственности невозможно. Существует несколько теорий. Так, талантливый русский историк Василий Никитич Татищев говорит о словенских князьях, которые правили до Рюрика. Вывод этот он делает на основе Иоакимовской летописи, которую Карамзин считал мистификацией историка.

Сам же Карамзин началом отсчета истории русской государственности считал 862 год, когда, согласно «Повести временных лет», чудь, словене, кривичи и весь пригласили варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение. Они не отказались и стали править в Великом Новгороде. «Те варяги назывались русью и от тех варягов прозвалась русская земля». Много идет споров по этому поводу, но мы не будем в них вдаваться, речь у нас совсем не о том. Тем более что, когда решили праздновать тысячелетие России, в этом не сомневались.

Да, дата условная, но она превратилась в национальный символ. Именно с этого времени идёт непрерывная линия русского народа. Отсюда началось образование сильного государства и русского народа из разных племён.

150 лет назад этому событию был поставлен памятник «Тысячелетие России». Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. Памятник решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства. Он стоит в новгородском кремле, на площади между Софийским собором и музеем истории Новгорода (бывшим зданием Присутственных мест).

Празднование Тысячелетия России состоялось 21 сентября (8 сентября по ст. ст.) 1862 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В этот же день в 1380 году была одержана победа на Куликовом поле. Средства на создание этого памятника собирались по всей России.

Авторы памятника — скульптор Михаил Осипович Микешин, Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Гартман — удачно воплотили в жизнь великолепную идею объединить в одном сооружении два важнейших символа российской истории — шапку Мономаха как атрибут царской власти и Вечевой колокол, олицетворяющий свободу и независимость.

Монумент разделён на три уровня, каждый из которых символизирует слагаемые знаменитой формулы официальной доктрины того времени — «Православие, самодержавие, народность».

Композицию памятника венчает группа из двух фигур, расположенных на огромном шаре-державе. Это Ангел с крестом (символ Православия) и коленопреклонённая женщина, олицетворяющая собой Россию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Второй уровень «Тысячелетия» составляют семнадцать фигур, объединённых в шесть групп. Каждая из них символизирует определённый этап истории России — от призвания варягов на Русь (Рюрик на южной стороне) до образования Российской империи (Пётр I на северной). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году.

На горельефе памятника — скульптурные изображения 109 великих сынов и дочерей России, составивших честь и славу отечественной истории и культуры.

Мы видим святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян и родоначальников славянской православной культуры, святую княгиню Ольгу, подавшую Древней Руси пример крещения, святого великого князя Владимира — крестителя Руси, преподобного Нестора Летописца — одного из родоначальников российской истории, святого князя Александра Невского — славного защитника Руси, преподобного Сергия Радонежского — великого подвижника Русской земли и целый ряд других святых, прославивших землю Русскую. Рядом с этими святыми людьми великие русские поэты, писатели, учёные, художники, архитекторы, скульпторы, композиторы, педагоги — цвет русской культуры, — а также герои России, выдающиеся полководцы и государственные деятели.

Новгородские краеведы рассказывают, что в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и Православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной. Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.

В годы оккупации Новгорода фашистами памятник был распилен и подготовлен для отправки в Германию. Вошедшим в город 20 января 1944 года советским солдатам представилась печальная картина: монумент представлял собой абсолютно голый пьедестал, на котором сохранилась только нижняя половина шара-державы.

Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно мёртвые воины на поле боя. Многие части памятника были искорёжены: трёхметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли. Уже ко 2 ноября 1944 года в числе первых объектов Великого Новгорода памятник был полностью восстановлен и вновь открыт.

Великий памятник даёт ответ и на самый жгучий вопрос современности: «Кто мы?..», «Что наследуем?..», «Какова наша миссия в мире?..».

Мы видим непрерывную реку времени во все эпохи. И всё объединяет — русский народ, русский язык, Православная Церковь.

Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №9, 2012г.

Комментарии

Никто и никогда,не говоря о историках,не скажет о началах любого государства,тем более о рождении древней Руси-России.
Каждый историк,в каком бы веке он не познавал историю,так называемые факты и документы,связаны с Властью,её влиянием на исторические факты и т.н. писчиков-историков,монахов,писавших так называемую правду о народе и власти. Написанные все исторические события примерны ,кроме самого факта события.Так например, битвы,сражения,рождение или смерть исторических лиц,чаще всего верны, а вот как историк,писчик оформит это событие,это уже ,чаще всего влияние политических сил того времени,что находятся в данный момент у руля власти,или того лица который претендовал на эту самую власть,трон.Всем известные зачистки в истории... церковью,с поразительной настойчивостью,говорящая,что до Крещения Руси,и Руси вроде не было,была только дикость и разруха древнего государства, а тогда кого же кровью и варварством Крестил князь Владимир.
Спорить о возрасте государств , бесполезно.Ясно одно,что они возникали и умирали,по законам времени,а не по законам историков.Сама по себе история потрясающе интересна , ведь каждый из писцов летописей вносил что то своё в умозаключение, переплетая реальность событий,в которых и сам то редко присутствовавший,вбивая свои понятия в понятия правды и реальности происходящего и происшедшего.Через сто,двести лет,другие первооткрыватели истории государства российского,по своему будут трактовать реальные и мифические события нашей истории,и нас ,прошлое поколение назовут сказочниками и летописцами мифов исторической правды. Так что исторические имена,ныне знаменитых историков канут в область мифов и приданий,а это уже зарождение новой исторической правды...
Исторически ясно и неопровержимо одно,русское государство,это спайка славянских народов... и мать и отец у них одни, это история,любовь к Вере и Отечеству...при любой власти,независимо кто на троне государства нашего.Правители приходят и уходят, народ остаётся... любя и прославляя родное отечество и православную веру.Истоки государств не от правителей ,а от народа, иногда правда забывают об этом историки,превознося государей и власть,забывая ,что сами вышли из народа...,как и дворяне...