17 июля 1702 года, 310 лет назад были открыты св. мощи благоверного князя Андрея Боголюбского
Подобно тому, как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей, Христа ради юродивый, так 18 июня 1155 года Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой вышний Покров и защиту ему и всей великой Русской земле. Явление Богородицы святому князю запечатлено на Боголюбской иконе.
С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя — Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование безчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской земле, был установлен на 1 (14 н. ст.) октября церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Установлено празднование было именно властью св. князя Андрея и владимирского епископа, даже без согласования с киевским митрополитом. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых нашим народом.
Усердный почитатель Божией Матери св. князь Андрей воздвиг на Руси много храмов, Ей посвящённых. При нём, как сказано в службе на праздник Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». За восемь лет своего правления св. Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий в своё тридцатидвухлетнее правление.
Будучи не только выдающимся полководцем, но и верным сыном Православной Церкви, св. великий князь Андрей обратился в Царьград (Константинополь) к Патриарху Луке Хрисоверху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии в Северо-Восточной Руси. Но Патриарх категорически отказал. Дальнейшая история открывает нам, что замысел святого князя осуществился в точности, но через три века — и после больших потерь для обоих православных государств.
Непонимание политики князя Андрея, направленной на утверждение самодержавия, росло не только в Константинополе, но и в отчей земле — в боярской и княжеской среде. Увы, то, чего не хотели понимать друзья, прекрасно поняли недруги Руси православной, поняли и «приняли меры»: летом 1174 года против него был составлен заговор.
Исполнители заговора сегодня достаточно хорошо известны. В летописи Свято-Боголюбова монастыря сообщается, что всех заговорщиков было около двадцати человек, причём никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы, в особенности же два инородца — некий Амбал и Ефрем Мойзач. Князь Андрей, к сожалению, охотно приближал к себе иностранцев, стараясь обратить их в Православие. Ловкие люди, конечно, пользовались этим, чтобы войти к нему в доверие. Так, Амбал стал ключником, а Ефрем Мойзач — советником. Незадолго перед этим «странной» смертью умерли в расцвете сил его два сына. Двадцатилетний святой Глеб — за восемь дней до гибели отца. Предательское убийство святого князя Андрея совершилось в княжеском тереме села Боголюбова в ночь с 29 на 30 июня (ст. ст.) 1174 года. Он был зарублен мечами.
Так окончил свою земную жизнь святой князь Андрей Боголюбский — человек, который ещё при жизни сподобился видения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков св. кн. Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой врагами Святой Руси, в основание которой он положил столько сил и самую жизнь свою.
Спустя восемь столетий со дня гибели князя, прозванного в народе первым русским некоронованным царём, в такую же тёплую летнюю ночь в день памяти святого князя Андрея Боголюбского будет убит и последний русский царь — святой страстотерпец Николай II…
Уместно вспомнить, что стало с убийцами князя. Смерть их была страшной. И до сих пор хранится народное предание, что в одном из лесных озёр недалеко от Ямской слободки плавают колоды с останками злодеев, а в ночь, когда был убит князь, из этих колод доносятся протяжные тяжкие стоны, пугающие одиноких путников. И ещё: в семи верстах от Владимира есть озеро с мутной чёрной водой под названием Поганое или Поганец. Своё название оно получило с того дня, когда в глубине его с камнем на шее была утоплена жена святого Андрея, соучастница в его убийстве.
Последние слова великого князя были: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Тело его, положенное во Владимирском Успенском соборе, который он воздвиг по велению Богородицы, прославлено нетлением и чудесами. Завещание князя нам, потомкам: «Русь, храни веру Православную, в ней же твоё утверждение».
Русь Православная с благодарностью чтит память святого Андрея Боголюбского. Благоверный князь стал одним из самых почитаемых в истории нашей Церкви и отечественной истории. Сравнивали его современники с кротким царём Давидом и мудрым Соломоном. Деятельность его, по неизреченному Промыслу Божию, явилась основой для становления Северо-Восточной Руси.
Андрей Боголюбский своей деятельностью положил начало и показал образец своим потомкам, которым предстояло завершить то, что намечено было их прародителем. Благоговело пред ним потомство, и Церковь в царствование императора Петра I причислила его к лику небесных своих заступников.
Комментарии
р.Б.Николай
Втр, 07/17/2012 - 14:44
Permalink
Учиться, учиться и учиться
Сколько полезного можно узнать из жития святого! Спаси Господи!
Созидание жизни земной по образу Небесной - вот служение Руси. И только в этом служении, в этом смысле, Русь является Святой. Это понимали все Богопомазанники, это прежде всего понял и Святой князь Андрей. Только время тогда ещё не пришло. Крещёная, но не просвещённая Русь не знала предупреждения: "Не прикасайтесь Помазанным Моим!". И "прикаснулась". И поэтому ей было предложено Господом научение в виде татарского ига. Не хотите быть подданными своего самодержавного Царя, так подчинитесь под иго самодержавного хана. И урок пошёл на пользу!
Прежде всего церковь, в лице святителя Алексия, преподобного Сергия и иже с ними вразумляла народ, что Россия будет народом Божиим только под единой властью Царя (великого князя). Всех, кто думал иначе она лишала окормления, предавала Анафеме.
Как схоже нынешнее время с XII веком! Святой Царь убит "амбалами" с попущения и прямого предательства русских людей. Народ стонет под новым игом, которое уже нанесло несметно больший урон, чем иго татарское, и конца ему не видно. А что церковь? Где призывы к объединению под скипетром Самодержавного Царя? Или это не отвечает "реалиям" демократического общества, не вписывается в "социальную концепцию", да может это вообще и не "вызов современности"?
Простите.