Владимир Патоков - Россия выбирает будущее

Архив: 

 

За последние 100 лет Россия сменила три государственно-идеологические парадигмы: от православной монархии до социализма и управляемой демократии. И каждый новый период - короче предыдущего

 

Чем же объяснить такую быструю по историческим меркам и довольно хаотичную смену образов России? Только ли состоянием экономики, социально-политической управляемостью, внешней дипломатической или военной борьбой? На наш взгляд, все перечисленные сферы активности русского народа являются лишь частными случаями более фундаментальных причин.

Причины эти связаны не только и не столько с эффективностью решения собственных исторических задач, сколько с верным (или неверным) выбором нашей цивилизационной миссии.

Прежде чем перейти к описанию этой миссии, необходимо уточнить: по каким критериям определяется верность её выбора и почему именно по ним?

Россия в её нынешнем виде является результатом многовековой работы собирания множества этносов вокруг русского ядра. Эта «сборка» происходила не по типу западного колониализма, а по схеме добровольного вовлечения вошедших в состав Российской Империи народов в процесс общенационального строительства. Через русскую культуру, язык и религию другие этносы имели возможность подключиться к мiровой истории, познать мировую науку и культуру, а также расширить рамки собственного этнического сознания и самоидентификации.

Именно высокая русская культура и христианская религия стали катализатором русской пассионарности (термин Л.Н.Гумилёва), который позволил Московской Руси, затем Российской Империи и Советскому Союзу стать стержнем новой цивилизации, занять одну шестую часть суши и вобрать в себя множество народов как христианской, так и нехристианской веры.

Таким образом, славянский культурно-исторический тип (термин Н.Я.Данилевского) сумел построить широкую базу для своего дальнейшего развития.

Определим более чётко ключевые компоненты этого достижения: христианская вера; великорусская культура, включающая свой тип науки и искусства; славянский язык

Необходимо отметить ещё один феномен русской истории: цивилизационный рывок происходил только во времена сплочения интересов отечественной элиты и народа. Это ярко проявилось в резком подъёме национального самосознания, религии и культуры после Куликовской битвы 1380 года, побед над поляками и французами в 1612 и 1812 году, Великой Отечественной войны. Особняком стоит Первая мiровая война. Но и она подтверждает правило: высокая вероятность общего физического уничтожения, потери свободы и основных источников жизни и богатства (земли, природных ресурсов, производства и пр.), внезапная угроза культурно-религиозного порабощения соединяет элиту и народ в единое целое, где каждый готов жертвовать личными интересами ради общих. И в нашей отечественной истории именно явные угрозы национального масштаба, понимаемые и разделяемые всеми членами общества, сводят интересы всех социальных групп в один вектор.

Однако именно этого нам сегодня и не хватает. И это притом, что потери населения и количество нерождённых детей сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне! Но общество самоустранилось от противостояния новым угрозам. Вероятно, это происходит ещё и потому, что угрозы эти как бы растянуты во времени, имеют долгосрочный вид частно-комплексных программ, а «враг» как таковой не столь очевиден. И потому общество озабочено лишь хлебом насущным на сегодняшний, максимум завтрашний день.

Такое общество в принципе не способно к долгосрочному созиданию или реализации масштабных преобразований, не говоря уже о том, чтобы продуцировать новый культурно-исторический тип пассионариев.

Интересно, что понимание термина Н.Я.Данилевского «культурно-исторический тип» было дополнено и расширено уже в наши дни С.Г.Кара-Мурзой. Он, в частности, отмечает, что, с одной стороны, культурно-исторический тип можно трактовать как этническое явление, стремящееся превратиться в цивилизацию. Но с другой, каждый этнос уже содержит в себе разные организованные и неорганизованные типы сообществ, различающихся по культуре созидания окружающей реальности и разному пониманию своих исторических задач.

Например, один культурно-исторический тип готовил октябрьскую революцию 1917 года, другой проводил индустриализацию 30-х и воевал с фашистами. Третий, возжелав демократических благ, проводил «перестройку». Другими словами, налицо присутствие в одном и том же народе носителей разных цивилизационных проектов, разного понимания нашей исторической миссии и способов её достижения.

В начало XXI века мы вступили с тремя неудачными попытками формулирования исторической миссии славянства, с поколением, реализовавшим «перестройку» и успевшим разочароваться в её результатах.

Однако это не тупик, как говорят некоторые представители стана либералов первой волны. Наоборот, мы пребываем в ситуации, в которой кроется больше деятельного потенциала, нежели безысходности: мы накопили самый широкий опыт различных идеологических, экономических и политических формаций, что даёт возможность трезво оценить историческую ситуацию и выработать новый подход к задачам строительства нации.

Несмотря на то, что по историческим масштабам происходит локальная культурно-образовательная деградация, исторически накопленный народом потенциал ещё в течение двух поколений позволит нам быстро освоить любую новую реальность.

Нельзя не отметить колоссально возросшую роль религии во всех поколениях, существующих сегодня в российском обществе, что стало возможно только благодаря широкой гражданской свободе.

Возникает вопрос кто сегодня мог бы стать носителем исторической миссии России, консолидировать общество, дать единый вектор развития всей стране?
Сперва попытаемся определить, какие пассионарные группы сегодня существуют и какие проекты они исповедуют?

Первый проект условно назовём «Россия как часть западной цивилизации». Носителями его является часть государственного и силового аппарата, большая часть творческой интеллигенции, деятели СМИ, олигархические группы, крупный бизнес и часть среднего класса. Представители данного проекта сегодня доминируют в сфере управления, крупного и среднего бизнеса, а также формируют общественное мнение в стране. Все эти люди весьма организованы, в подавляющей массе имеют хорошее образование и доступ к финансовым ресурсам.

Второй проект можно назвать «Великая Россия», где наша страна выступает не как часть цивилизации Запада, а как самостоятельное историческое явление. Данный проект имеет внутреннюю, духовную связь с некогда могущественным СССР. Для защитников этого проекта такие понятия, как сила государства, его обороноспособность, промышленная и сельскохозяйственная мощь являются не просто средством к обеспечению стабильной жизни социума, а целью. Однако о них не скажешь, что они в должной мере организованы и играют заметную роль в обществе: отметим, что все их партии ушли в политическое небытие. Эти люди, живущие ностальгией о прошлом, готовы попытаться прошлое в том или ином виде повторить. Их главное отличие от представителей первого проекта состоит в том, что те, строя Россию как часть западной цивилизации, актуализируют свою созидательную энергию в образ будущего, называемого «рынок и демократия». Представители условной «Великой России» живут утерянным прошлым, не имеют экономических, политических, организационных возможностей претворять свой проект в жизнь. Эта возможность была окончательно утеряна ими в 1996 году.

Третий проект можно назвать «Святая Россия», стоящая на духовно-религиозной основе. Этот проект самый малочисленный по числу последователей, но имеет высокий коэффициент пассионарное, сопоставимый с проектом «Россия как часть западной цивилизации». Носители его — церковнослужители и воцерковлённые миряне, принадлежащие к самым разным социальным группам.
 
Проект «Святой России» внутренне ориентирован и на будущее, и на настоящее одновременно, то есть на спасение души и благочестивое бытие. Устремления основательно подкрепляются отечественной историей, так как Православие для русских — не только вера в Бога, но и культурообразующая религия, позволяющая осуществлять этническую самоидентификацию, рефлексию о настоящем и планирование будущего. Несмотря на относительную малочисленность (по данным ВЦИОМ ядро верующих в России сейчас 9-11% ), историческую проверку на прочность прошёл именно третий проект, доказавший свою состоятельность не только как стержень имперской государственности, советской морали (большинство ценностей простого советского человека были по сути христианскими) и русской культуры в целом, но и как цивилизационный компас в построении будущего.

Проект «Святой России» со временем станет доминирующим. Это произойдёт объективным образом в течение следующих 8—15 лет, когда представители двух других проектов сойдут с исторической сцены. По данным Института общественного проектирования, к 2015 году в России будет уже 25 миллионов верующих, их численность растёт прямо пропорционально увеличению количества храмов.

Нельзя не предположить, что в России в ближайшее время в противовес Православию будет агрессивно навязан извне проект, главной задачей которого станет удержание страны в орбите западной цивилизации. Это уже происходит.

Мы подходим к центральной идее: любой проект является не целью общественного развития, а только его средством. Целью же в данном случае будет уничтожение цивилизационной миссии России.

В чём же она, миссия России? Ответ прост: а ради чего человек, миллионы людей готовы жить, трудиться и жертвовать личными интересами? Только ради высшей, неосязаемой, духовной перспективы, спроецированной вне пространства и времени. Такой миссией может быть только стремление к Богу и осуществление Его воли на земле. Но как может стремление к Богу проявляться в деятельности государства? — Через миссию всемiрной проповеди.

Именно такая одухотворённая цель сможет разбудить ныне спящие силы русского общества, мобилизовать его, сделать готовым к некоторым лишениям, неизбежно ждущим нас вследствие всё большей концентрации финансовых ресурсов у олигархов. К объективным факторам ухудшения обстановки отнесём также деградацию нашей техносферы и рост техногенных катастроф.

Через 5—8 лет больше будет православных людей. Недовольство проектом «Россия как часть западной цивилизации» неизбежно вырастет: своим сопротивлением общество «источит» любые непопулярные реформы сверху, ответив ускорением естественной убыли населения (ростом смертности и уменьшением рождаемости).

По данным вице-президента криминологической ассоциации проф. И.Ю.Сундива, в России сегодня насчитывается около 21 млн молодых людей в возрасте от 15 до 21 года. Треть их — наркоманы, ещё одна треть — инвалиды. Молодёжь до 15 лет воспитывается в основном в неполных семьях — таковых 68%.

Другими словами, на сегодня имеется всего около 7 млн здоровых молодых людей и девушек, способных к созидательной и трудовой деятельности. Именно они должны стать главной заботой государства и Церкви в ближайшие годы: через 5—8 лет на их плечи ляжет вопрос демографического спасения России; научно-техническое, производственное и сельскохозяйственное возрождение страны также останется за ними. (Ныне никому дела нет до того, что творческая энергия молодёжи поглощается интернетом и компьютерными играми!).

Остаётся надеяться, что общество по мере роста влияния на него Церкви обретет силу религиозной миссии в деле скорейшего выхода России на иную траекторию развития.

Владимир Владимирович ПАТОКОВ
Клуб молодых обществоведов
 

 

Комментарии

СПАСАЙ СЕБЯ И ВОКРУГ ТЕБЯ ТЫСЯЧИ СПАСУТСЯ
В РОССИИ СЕЙЧАС МНОГО ЯЗЫЧНИКОВ, А ПРИ ТАКОЙ СИТУАЦИИ ВРЯД ЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТСЯ. НУ ЧТО Ж НАМ 3% воцерковленным нужно стать миссионерами в своей стране, будем нашей чистой жизнью исповедовать нашу веру. Кстати, почему не поднимается вопрос о наших внутрицерковных проблемах, о каком духовном возрождении России может идти речь, когда Московский Патриархат не отказался от экуменизма, не вышел из состава союза вселенских церквей, уже 20 лет не созывается Поместный Собор, и нарушен какнон о СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ, в лоно Церкви внедрились лжепастыри, которые своей аморальной, антихристианской жизнью только позорят нашу ВЕРУ, у кого язычникам учиться духовной жизни? Нужен немедленый созыв СОБОРА уже много наболело у православных вопросов, которые нужно решить. За ИСТИНУ нужно стоять, может после этого что-то начнет меняться...С НАМИ БОГ !

нюра