Николай Леонов - Пираты ХХI века

Архив: 

При слове «пираты» в сознании многих людей возникают кинематографические образы морскихразбойников в театральных нарядах, взятых из костюмерных хранилищ. Пираты чаще всего бывают в фильмах смелыми и жестокими, но иногда благородными и человечными. Пиратство — это безконечный базарный развал тем для драматургов и сценаристов.

 Но в реальной жизни пираты всегда считались преступниками, стоящими вне закона и подлежавшими самому суровому наказанию. Издавна сильные государства использовали вооружённые силы и флот для защиты жизни и имущества граждан на море и морских побережьях, подвергавшихся нападениям пиратов. Слабым государствам и частным компаниям, не способным дать вооружённый отпор бандитам, приходилось вступать с ними в переговоры, чтобы выручить захваченные суда и выкупить попавших в плен своих граждан. Например, автор знаменитого романа «Дон Кихот» Мигель Сервантес де Сааведра оказался в плену у африканских пиратов и, к счастью, был выкуплен на средства специально созданного для этого в Испании фонда. Вообще испанцы, сильно страдавшие от пиратов, безчинствовавших в Карибском море, были безпощадны к морским разбойникам. Их либо вешали на реях их же кораблей, либо казнили на берегу по приговору суда. Щадили только тех членов экипажей пиратских кораблей, которые были силой принуждены пиратами стать их сообщниками. Но и в этом случае приговор был суровым: пожизненная каторга на работах по возведению морских крепостей для отпора пиратским рейдам.

 Кто шёл в пираты? Как правило, отбросы общества, искавшие лёгкой добычи и весёлой жизни. По своей национальной принадлежности они, увы, чаще всего принадлежали к представителям так называемых «продвинутых» стран: Англии, Франции, Голландии, Германии, где культ богатства и иные «ценности» протестантизма определяли поведение личности. Нередко пиратами становились даже офицеры военно-морского флота Великобритании, желавшие лёгкого и быстрого обогащения.

Хотя слово «пират» пахнет морем, содержание его значительно шире. Пират — это индивидуум или группа лиц, которые под угрозой оружия, или насилия, или в другой форме захватывают не принадлежащее им имущество, берут в заложники граждан с целью получения за них выкупа.

Пираты не щадят чужие жизни и не особенно дорожат своими. По большому счёту весь процесс приватизации в России был пиратским захватом огромного советского галеона, экипаж и пассажиры которого были насмерть запуганы расстрелом Белого Дома из танковых пушек. До наших дней в повседневной жизни России бытует понятие «чёрное рейдерство», напоминающее о пиратской практике силового нападения на чужую собственность.

Начиная с XIX века мiровое сообщество осознало опасность пиратства для международного судоходства и торговли. США в 1820 году выделили специальную эскадру военных кораблей для борьбы с пиратами. Аналогичные меры были приняты в Англии и других странах. Мало-помалу морское пиратство пошло на убыль, и общество постепенно стало забывать о разбое на морских путях. Но на рубеже ХХ-ХХ1 вв. пираты снова дали о себе знать, появившись в большом количестве в районе Аденского залива и Сомалийского Рога. Причин возрождения пиратства в этом районе — целый букет. С одной стороны, полный распад государственных структур в Сомали, раздираемой племенными противоречиями. Власть не контролирует ситуацию на своём побережье, не располагает для этого достаточным флотом и вооружёнными силами.

Затянувшийся на много лет внутриполитический кризис в Сомали привёл к резкому обнищанию населения, и без того с трудом сводившему концы с концами. Международное сообщество перед лицом затяжных кризисов в африканском регионе чаще всего демонстрирует свою медлительность, либо просто неспособность эффективно повлиять на ситуацию. Так было во время кровавой межплеменной резни в Руанде, это повторилось в Судане, где ситуация оказалась на грани гуманитарной катастрофы, и вот теперь — в Сомали, где от государства осталась только дырявая оболочка.

Мимо берегов Сомали днём и ночью течёт нескончаемая река кораблей, набитых товарами европейского производства, направляющихся в Южную Азию и на Дальний Восток. Плывут тысячи роскошных яхт богатых европейцев, ищущих экзотических развлечений. В обратном направлении идёт поток грузов из Японии и Китая, Индии и Индонезии. Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив давно стали основной артерией, связывающей Европу с Азией. Для голодных авантюристов это зрелище становится нестерпимым раздражителем. В какой-то момент разжиревшие европейские и азиатские мореплаватели потеряли бдительность и стали превращаться в лёгкую добычу сомалийских пиратов. Слово «сомалийские» является обобщающим, потому что команды пиратских кораблей состоят из граждан самых разных стран побережья Индийского океана.

Поначалу разбойники довольно успешно осуществляли свои набеги на безоружные суда. По неполной статистике, им удалось захватить около четырёх десятков различных судов, которые обычно уводились в сомалийские порты и затем, после получения выкупа, освобождались пиратами. Не все владельцы захваченных кораблей давали полную информацию о размерах заплаченного выкупа, но по оценкам журналистов, пиратам удалось получить не менее 60—70 млн долларов. Пиратство на глазах превращалось в регулярный преступный бизнес.

Только в начале XXI века всерьёз встревоженные нападениями пиратов европейцы стали искать формы защиты свободы мореплавания. В 2002 году блок НАТО впервые направил в зону Аденского залива отряд боевых кораблей. Операцию громко назвали «Укрепление свободы», но своей цели она не достигла, нападения пиратов стали чаще и изощрённее. Морские разбойники, как правило, используют простой, но очень эффективный метод: две моторные лодки, соединённые прочным нейлоновым шнуром, перекрывают курс движущемуся кораблю или яхте. Атакованное таким образом судно упирается носом в этот шнур и, двигаясь вперёд, как бы подтягивает к своему борту с двух сторон пиратские лодки. Налётчики поднимаются на борт и, угрожая оружием, берут под контроль радиорубку, запирают в закрытом помещении экипаж и отводят судно в свою гавань.

Каждая страна продолжает заботиться о безопасности своих судов преимущественно в одиночку.  Ситуация чем-то напоминает борьбу с международным терроризмом. Все говорят о необходимости объединения усилий для противодействия очевидному и общему злу, а вот до выработки единого плана и создания единого управления операциями дело никак не доходит. Чьи только военные корабли не появлялись в зоне Аденского залива, а пиратство продолжает наращивать обороты. Там были флаги ВМС Индии, Южной Кореи, КНР, Малайзии, не говоря уж о странах Европейского Союза. Россия тоже послала туда свой сторожевой корабль «Неустрашимый», который несколько раз вступал в столкновение с пиратскими флотилиями, защищая наши суда и суда дружественных государств.

Не все страны могут позволить себе роскошь содержать на вахте в Аденском заливе военные корабли. Некоторые ближневосточные страны даже поставили вопрос о том, чтобы российские ВМС на коммерческой основе обеспечивали безопасность их торговых судов. Только закрытость Минобороны РФ в таких вопросах не позволяет сказать, какое развитие получила эта международная инициатива.

В июне 2008 года Совет Безопасности ООН разрешил иностранным военным судам входить в территориальные воды Сомали для борьбы с пиратством. Правда, это разрешение бьио оговорено предварительным получением согласия со стороны официальных властей Сомали, которые, в свою очередь, неоднократно публично признавались в том, что не могут своими силами укротить морской разбой, наносящий ущерб облику страны на международной арене.

1 октября 2008 года посол Сомали в Москве Мухаммед Хандуле проинформировал МИД РФ, что Президент Сомали Абдулла Юсуф Ахмед разрешил российским вооружённым силам бороться с пиратами как в территориальных водах этой страны, так и на её суше. Прошло всего полтора месяца, и посол Сомали в РФ пошёл ещё дальше в вопросах сотрудничества двух стран в борьбе с пиратством. Он заявил о том, что правительство Сомали желает, чтобы Россия разместила на территории Сомали свою военно-морскую базу и направила больше военных кораблей в район Аденского залива. Он подчеркнул, что Сомали не может справиться с пиратами самостоятельно.

Вот на таком фоне разыгрался, пожалуй, самый острый эпизод в практике международной борьбы с пиратством, в котором участвовали корабли России. 5 мая 2010 года танкер «Московский университет» Новороссийского морского пароходства, следовавший из Судана в Китай с грузом нефти общим весом 100 тыс. тонн с российским экипажем, был атакован двумя группами пиратов, которые взяли на абордаж танкер. Экипаж укрылся в специально оборудованном и защищённом помещении, успев подать сигнал бедствия. Информация о нападении пиратов была принята в штабе 5-го Американского флота, базирующегося на Бахрейне, и оттуда на поиски «Московского университета» был послан самолёт морской разведки РФ, обнаруживший танкер в открытом Аравийском море в 450-ти милях от берегов султаната Оман. Эти сведения были переданы на российский противолодочный корабль «Маршал Шапошников», который поспешил им на выручку. Любопытно, что этот же корабль провёл танкер днём раньше через наиболее опасную зону Аденского залива и оставил его в казалось бы безопасных водах Аравийского моря. Корабль «Маршал Шапошников» выслал вперёд вертолёт для разведки, но он был встречен огнём с палубы танкера, на которой разместились пираты.

Дальше всё, как в кинобоевике: на трёх быстроходных катерах три группы спецназа подошли к танкеру и внезапно высадились на его палубу. Внимание пиратов отвлекал корабль «Маршал Шапошников», который вёл огонь из пулемётов и 30 мм пушек. Один пират был убит, остальные 10 человек посажены на надувную лодку без навигационных приборов и отпущены в свободное плавание. Никаких сведений об их дальнейшей судьбе нет, скорее всего, они погибли.

Некоторые средства массовой информации на Западе по привычке начали «кусать» Россию за излишнюю жёсткость в отношении пиратов, вина которых, де, не совсем доказана, тем более что сами они не признали себя виновными в захвате танкера, представились мирными рыбаками, пострадавшими от пиратов, которые силой затащили их на танкер. Это — версия Минобороны. Раньше, чем русские, жёсткие меры применяли и французы, и голландцы, топившие пиратские корабли и открывавшие огонь на поражение против их экипажей. Можно только приветствовать быстрые и энергичные меры российских моряков по пресечению морского разбоя.

Не грех было бы теперь российским дипломатам удвоить усилия по созданию эффективного международного инструмента для сотрудничества в борьбе с пиратством в мiре.

Нам остаётся только пожелать, чтобы Министерство обороны Российской Федерации при освещении подобных конфликтных ситуаций не путалось в недоговорённостях и двусмысленных формулировках, а чётко и ясно для общественного мнения своей страны и м!ра разъясняло свою линию поведения и характер действий. Годами ходят слухи и домыслы, бросающие тень на деятельность наших правоохранительных органов и в целом на Российское государство. Чего стоит только одна до сих пор не разъяснённая ситуация с пиратским захватом в августе 2009 года российского сухогруза «Арктик Си», который за несколько дней был «потерян» в мiровом океане. Там в роли пиратов оказались этнические русские, а вот зачем они это сделали, — остаётся загадкой. Борьба с пиратством не терпит непрозрачности.

Николай Сергеевич ЛЕОНОВ

 

Комментарии

Танкер «Московский университет» Новороссийского морского пароходства шел под флагом Либерии. Такое возможно, быть приписанным к иностранному государству и к отечественному порту одновременно? Попросту говоря, корабль "Маршал Шапошников" защищал интересы российских олигархов не славянской национальности и не православного вероисповедания, уклоняющихся от налогов в оффшорной зоне.

Truly yours. Александр Кугушев,esquire.