Господа офицеры! Гардемарины! Матросы! В этот час почитаю возможным напомнить вам о символике нашего Флага. Белый цвет означает благородство. Голубой — честь воинскую. А косой Андреевский крест говорит нам о верности — "даже до смерти"... Братцы! Товарищи мои! Нам выпало счастье служить под самым прекрасным на свете флагом. Так будьте достойны его!
150 Лет назад, (10.01.1859) родился талантливый российский деятель адмирал Николай Степанович Маньковский. Он не участвовал в братоубийственной гражданской войне. Его расстреляли как заложника, вероятнее всего, в самом начале 1919 года. Жизнь это
го замечательного патриота России, его служение Отечеству мало кому известны...
19 августа 1910 года Балтийский отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала Николая Маньковского в составе линкора «Цесаревич» и крейсеров «Рюрик», «Богатырь» и «Адмирал Макаров» прибыл на рейд черногорского порта Антивари для участия в праздновании 50-летнего юбилея царствования короля Черногории Николая I (Негоша).
С политической точки зрения этот визит, помимо знака уважения и внимания к монарху, должен был продемонстрировать европейским государствам и прежде всего соседней Австро-Венгрии возросшую мощь русского флота, готовность России при необходимости прийти на помощь славянским народам. На борту «Цесаревича» находился зять черногорского короля Великий князь Николай Николаевич Романов.
После окончания торжеств отряд отправился в обратный путь, зашёл в австро-венгерский порт Фиуме (ныне Хорватия). Там произвёл положенный салют наций, но ответного приветствия не последовало. Это было тяжёлым оскорблением России и российского Андреевского флага. По поводу нанесённого оскорбления его императорское высочество сказал, что после ухода из Черногории «Цесаревич» идёт уже под флагом адмирала, т.е. Маньковскому и разбираться в том, что произошло.
Флаг-офицер австрийского адмирала объявил адмиралу Маньковскому, который поднялся на австрийский корабль за объяснениями, что «его светлость не может принять, он очень занят, у него гости». Когда же через некоторое время катер с австрийским адмиралом причалил к «Цесаревичу», ему сообщили, что «его превосходительство не может его принять, так как он пьёт чай». После фактического оскорбления Андреевского флага адмирал Маньковский обратился к личному составу отряда с такими словами:
«Господа офицеры! Гардемарины! Матросы! В этот час почитаю возможным напомнить вам о символике нашего Флага. Белый цвет означает благородство. Голубой — честь воинскую. А косой Андреевский крест говорит нам о верности — "даже до смерти"... Братцы! Товарищи мои! Нам выпало счастье служить под самым прекрасным на свете флагом. Так будьте достойны его! Не слабейте духом и силою врага не смущайтесь. Ибо давно было сказано: "Не в силе Бог, но в правде"». Ответом адмиралу было громовое ура.
Через некоторое время русскому адмиралу было предложено «спустить инцидент на тормозах» и ограничиться принятием извинений.
В этой непростой ситуации контр-адмирал Н.С.Маньковский принял весьма рискованное, но, как оказалось впоследствии, единственно верное решение. Зная, что австро-венгерская эскадра должна с рассветом выйти в море, он приказал своим кораблям переменить место стоянки, передвинуться к выходу из бухты. Флагманский «Цесаревич» и крейсер «Богатырь» стали по краям прохода, а «Рюрик», как наиболее внушительный по габаритам и второй по огневой мощи в отряде, — на самом фарватере. Одновременно адмиралу Монтеккули было направлено письмо достаточно резкого содержания, в котором говорилось, что русские не выпустят его эскадру в море до тех пор, пока не будет произведён положенный салют.
На кораблях Балтийского отряда сыграли боевую тревогу, орудия расчехлили и развернули на австрийский флагман. Обстановка накалилась до предела, одно неосторожное действие могло спровоцировать вооружённый конфликт. Однако сдержанное мужество русских моряков, их решимость защитить честь флага даже ценой собственной жизни помогли одержать вверх.
Ночью на обеих эскадрах никто не спал. Было видно, как австрийские корабли и крепость перемигиваются сигнальными огнями. В 4 утра австрийская эскадра начала разводить пары, из труб повалил дым. На русских кораблях артиллеристы ждали команды от адмирала Маньковского. Но расчёт адмирала оказался верным. Австрийские корабли не выходили. Видимо, они прекрасно осознавали, что может произойти, несмотря на то, что их силы намного превышали силы русских. Австрийский флагман мог пострадать от русской палубной артиллерии. Конечно, боевое столкновение не могло состояться без приказов из Петербурга и Вены. Австрийцы, вероятно, не догадывались, что подобная решительность русских моряков исходила не из Петербурга, а по приказу адмирала Маньковского.
На следующее утро, когда под звуки горнов на флагштоки кораблей нашего отряда взлетели
Андреевские флаги, крепость, а за ней и австро-венгерская эскадра начали салютовать российским кораблям.
После салюта австрийская эскадра направилась к выходу из бухты. Провожая их, на всех русских кораблях матросы выстроились во фронт, оркестры играли австро-венгерский гимн. В ответ прозвучал русский гимн. А гардемаринам, будущим флотским, офицерам командующий отрядом адмирал Маньковский как назидание сказал: «Так вот, юноши. Миссия наша закончена, и флаг наш не посрамлён, и делать нам здесь больше нечего, и на берег сходить мы не будем. Домой пора, в Россию. У неё же, у нашей матушки, как говаривал блаженной памяти Государь Император Александр Александрович, только два на свете союзника. Это её армия и флот. Пусть же стоит непоколебимо наша держава. Нашему флагу Андреевскому — реять над морями во веки веков».
Сергей Петрович ПОЛЯКОВ
Комментарии
Андрей Воронов
Пнд, 07/15/2013 - 21:35
Permalink
Фиумский инциндент
Очень рад что увидел Вашу публикацию! Мне эту историю рассказывал мой дед Столяров Андрей Петрович. Он в это время служил на броненосце "Цесаревич" и был электриком. Фотография которая у Вас представлена у меня есть. На этой фотографии мой дед первый слева во втором ряду. Есть у меня и другие фотографии с "Цесаревича". Дед мне много рассказывал о тех временах. Он прожил большую жизнь и умер в 1975 году.Правда участником обороны Порт-Артура он не был, так как призван был во флот в 1907 году (он 1887 года рождения был). Некоторые фотографии я выложил на своей странице.