Виктор Грибков-Майский - Образ чудотворца


20 декабря - день памяти преподобного Нила Столобенского

 


Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или деревянного барельефа, нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И уже это одно даёт нам право говорить об уникальном явлении в истории русского искусства. Дело в том, что Православная Церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображениям своих святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптуры в католических храмах и о языческих славянских идолах.

Был даже издан специальный указ Священного Синода от 21 мая 1722 года, в котором, в частности, говорится следующее: «…в храмах многия неисправность… обретается… а именно: резные или истесанные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепия противны… а дерзают истесывать их сами неотесанные невежды и вместо сообразных святых с благообразными лицами образа безобразные, на которых смотреть гадко, болваны… поставляются… принужден Священный Синод запретить сие». Но справедливости ради надо отметить тот факт, что речь шла не о тотальном запрещении скульптуры в религиозном искусстве, а об уровне профессиональной подготовки мастеров, делавших её. Но в любом случае развитии скульптуры данный указ никак не способствовал.

Для нас же данный указ интересен и тем, что мы можем с большей долей вероятности говорить о времени, когда складывалась традиция скульптурного изображения Нила Столобенского. Исторически известно, что первая икона с изображением преподобного Нила была написана в 1595 году иноками Тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом со слов старцев, знавших почившего 40 лет назад старца и ещё помнивших черты его лица. Мы вполне можем предположить, что сразу после вышеупомянутого указа в монастыре Нилова пустынь, основанном в 1594 году иеромонахом Германом из Николо-Рожковского монастыря, вряд ли смогла появиться такая традиция. А это значит, что канон скульптурного изображения святого вполне мог сложиться или до появления вышеупомянутого указа, где-то в середине-конце XVII века, или значительно позже. Автор книги «Земля Истока» Т.В. Барсегян придерживается второй версии, утверждая, что первый скульптурный образ святого был изготовлен в Ниловой Пустыни лишь в конце XVIII века. Но пока вопрос этот детально не изучен специалистами, пока не произведены исследования древесины наиболее старых сохранившихся скульптур, говорить о точной дате возникновения традиции преждевременно.

Известно, что в 1766 году дано было повеление всех живущих в монастыре в ожидании пострижения обучать какому-нибудь мастерству, в том числе и столярному. Не здесь ли лежит начало массового изготовления скульптур преподобного?

В настоящее время в Вознесенском соборе Знаменского монастыря г. Осташкова можно увидеть деревянную скульптуру Нила Столобенского, выполненную в человеческий рост. Высказывается предположение, что это первое скульптурное изображение преподобного, которое было изготовлено в Ниловой Пустыни в 1770–1780 годах. Но нельзя не заметить, что это изображение существенно отличается от сложившейся впоследствии традиции изображать святого. Скорее всего, скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.

Монастырь Нилова Пустынь был, до его закрытия в двадцатых годах прошлого века, одним из самых посещаемых в России, и каждый паломник хотел увезти с собой образ чудотворца. Такого огромного количества скульптурок своими силами монастырь вряд ли мог произвести. Вот почему представляется очевидным, что в процесс изготовления резных изображений активно включалось и местное население близлежащих сёл и деревень. Так как скульптурки были безымянные, то и имена мастеров установить невозможно. Но совершенно точно можно утверждать, что среди тех, кто их вырезал, были и настоящие ваятели. Примером тому может служить деревянная скульптура Нила Столобенского села Метлино (конец XVIII – начало XIX века), вырезанная из морёного дуба почти в человеческий рост, которая ныне хранится в Торопецком краеведческом музее.

Преподобный Нил считается местночтимым святым, но почитался он далеко за пределами Тверской земли. Известно, что уже в XVII веке монастырь Нилова Пустынь имел подворья не только в Осташкове, но и в Москве и Новгороде.

Менее известен тот факт, что храм в честь Нила Столобенского был построен даже в далёкой Бурятии. Церковь во имя Нила Столобенского была освящена в предгорьях Саян в 1850 году с целью обращения местных бурят в православную веру.

Располагалась церковь в долине реки Ихэ-Угунь, притока Иркута. До 1917 года здешняя Нилова Пустынь была приписана к Иркутскому архиерейскому дому.

Что касается скульптурного изображения Нила Столобенского, то со временем сложились в основном две традиции – в виде скульптуры, как правило, от 10 до 40 см высотой, и в виде рельефа – чаще прорезного, реже глухого, 20 х 25 см.

По своему внешнему виду эти скульптуры выглядят очень скромно. Нил изображён с костылями (крюками) не случайно. В «Житии Преподобного Нила Столобенского чудотворца» читаем: «…подвиги молитвенные, бдительность над помыслами и борьбу с плотью Преподобный со дня на день усиливал. Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на рёбрах, но в случае крайнего изнеможения, стоя, облегчался пазухами на деревянные крюки, вбитые в стене келии его, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом».

Разумеется, что не все скульптурные изображения одинаковы по своему художественному наполнению. Зачастую они очень сильно разнятся. Одни мастера изображали святого как щуплого старика, другие – как былинного богатыря. И только наиболее талантливым удавалось передать огромную духовную силу Нила Столобенского, его внутреннее напряжение при видимом внешнем спокойствии. Для того чтобы достичь этого, линия спины должна напоминать линию лука с упруго натянутой тетивой, что и даёт ощущение внутренней силы, постоянной внутренней духовной работы.

Последняя служба в монастыре состоялась 9 июня 1928 года. Можно предположить, что какое-то время и после закрытия монастыря местные жители продолжали вырезать скульп- турки, разумеется, уже в значительно меньшем количестве. А вскоре эта традиция и вовсе прекратилась.

В конце 1990 года обитель была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. С возрождением монастыря возрождается и традиция массового изготовления скульптурного изображения Нила Столобенского, в основном местными умельцами. К сожалению, большинство этих скульптур не выдерживают никакой критики. Как сказал первый настоятель монастыря в постсоветский период игумен Вассиан, мастера эти «не утомляют себя ни постом, ни молитвою». И уж совсем неприемлемой воспринимается попытка отливки скульптуры из гипса или современных пластиковых материалов.

В настоящее время изображение Нила Столобенского является одним из любимых сюжетов для тверских резчиков по дереву. Эти работы можно постоянно видеть на областных выставках резьбы по дереву, которые проходили в Твери по инициативе самих резчиков по дереву, объединившихся для этого в 1990 году в Тверское товарищество резчиков по дереву. На эмблеме товарищества также оказалось изображение Нила Столобенского.

Очень точно сказал о деревянной скульптуре М.В. Алпатов: «Какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самобытное, корневое, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное творчество, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты». К большому сожалению, в его этюде «О русской народной скульптуре» Нил Столобенский даже не упоминается. Точно так же мы не найдём ничего об этом уникальном явлении и в «Истории русского искусства» (М., 1979 г.).

Совершенно очевидно, что пришла пора восстановить историческую справедливость и сделать всё необходимое для того, чтобы традиция изображения образа Нила Столобенского в виде деревянной скульптуры была наконец-то оценена по достоинству и заняла своё место в истории русской национальной культуры.

Виктор Михайлович
ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ