Архив:
Части Красной армии вошли в город Новороссийск 27 марта 1920 года, а белогвардейские вооружённые силы Юга России, руководимые А.И. Деникиным, оставили его. В истории этот день Исхода белогвардейских частей назван Новороссийской трагедией, поскольку повлёк за собой огромное число жертв.
По советским данным, до 30 тысяч человек, по зарубежным источникам – до 70 тысяч человек. Так закончилась Гражданская война на Кубани. В память об этом событии в городе в 1940 году, на территории нынешнего мемориального комплекса «Площадь героев», был установлен обелиск. На аннотационной доске обелиска указано, что он «сооружён в ознаменование двадцатилетия со дня освобождения Новороссийска от белогвардейских банд и интервентов».
По настоящее время на обелиске сохраняется этот большевистский приговор Добровольческой Белой армии как бандитов, что чёрной краской покрывает всё Белое движение, а также Кубанское и Донское казачество. Власти города Новороссийска отказываются изъять термин «банда» из доски на обелиске, видимо, исходя не из исторических реалий, а из своих просоветских убеждений. Между тем законы правового государства допускают публично именовать какую-либо группу бандой только на основании вступившего в силу приговора суда. Общеизвестно, что такого судебного приговора в отношении командующих Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина не выносилось. Более того, останки четы Деникиных в 2005 году властями России перевезены из США в Москву и перезахоронены в Донском монастыре.
Из этого следует, что имеющийся на обелиске термин «банда» незаконен, противоречит принципам правового государства и по существу является публичной клеветой. Городские чиновники считают, что изменения в текст аннотационной доски вносить нельзя, ибо он стал вечным достоянием истории. Между тем сама история так не считает, безпощадно сметя с лица России большевистских судей, а белых генералов и офицеров в наше время стали показывать как выдающихся героических личностей.
Все эти крайности со временем уравновесятся в Божьей Истине и Его Промысле, которым управляется мир. Всё умиротворится, и подлинная история России рано или поздно станет не фрагментарной и идеологизированной, а единой и правдивой. А оскорбления и клевета препятствуют этому и ведут к фальши и расколам.
Как стремление к историческому равновесию памяти о красных и белых 12 апреля 2013 года в городе состоялось открытие мемориального знака «Исход» в виде белого офицера, удерживающего своего боевого коня.
Все мы: и потомки красных, и апологеты Белого движения – имели общий повод помянуть трагический день Исхода. Ведь голос исторической памяти бывает в нас сильнее сиюминутной суеты дня, и сердце не нуждается во властных указаниях извне. О, это равнодушие чиновничьей касты, от которой мы наивно всё ожидаем команды сверху на благие дела...
Я ринулся в цветочный магазин, купил четыре гвоздики с символическим смыслом – две белых и две красных. Где-то к 16 часам стоял с ними у мемориального знака белому офицеру и вчитывался в высеченные на гранитных плитах названия эвакуированных воинских частей, их командиров. Полное безлюдье вокруг…
С сердечной печалью положил я на плиту справа две красных гвоздики, а на плиту слева две белых. Пусть ушедшие в Исход видят с небес, что в России их вспоминают, что русская душа созрела к взаимному прощению и примирению. Постояв ещё немного, сотворил крестное знамение и стал медленно удаляться из этого безлюдного пространства, где незримо присутствовала трагическая история Новороссийска. Навстречу всё чаще начали попадаться люди, как будто выпавшие из нравственной сферы исторического потока и созданные только для того, чтобы безпечно прогуливаться по комфортной набережной, бездумно любоваться морем, сизыми горами, нежиться под солнцем, не желающими помнить о прошлом. Такое существование нельзя считать нормальным, тем более счастливым, если в нём отсутствует долг исторической памяти, сострадание к пережитым предками бедствиям и благодарность за затишье сегодняшних дней, после которых может наступить новая череда бедствий и катастроф, потому что человек не желает меняться, чтобы перестать быть во вражде с Богом. Он всегда первый начинает очередную войну, а Бог её останавливает.
Но, может быть, подумал я, взгляд гуляющих по набережной упадёт сегодня на положенные гвоздики, и яркая символика цветов воскресит потоки генетической памяти, разбудит спящие души? Ах, почему я не сообразил, что гвоздики всё-таки надо было для этого положить по-другому: не по отдельности две красных и две белых, а белую с красной вместе на одну плиту и белую с красной на другую?
Кто знает, может быть, с этого малого, но искреннего импульса скорбящей русской души зародится наконец в Новороссийске традиция отмечать ежегодно 27 марта как день невосполнимой утраты нашей Родиной в 1920 году – гибель и безвозвратный Исход на чужбину огромного числа русских людей.
Вячеслав Михайлович Чижов
г. Новороссийс