Ответы протоиерея Александра Шаргунова


Время жить молитвой

 


Церковное Предание говорит, что родители Пресвятой Богородицы вольно разлучились с Ней, отдав своё любимое Чадо на воспитание в Иерусалимский храм, когда Ей было всего три года. Невольно изумляешься тому, какие силы им надо было иметь, чтобы принести эту жертву. Но сейчас, размышляя о наших детях, хотелось бы спросить о тех, кто отказывается от своих детей абсолютно по другим побуждениям, устраивая их в интернаты и детские дома. Благо, что не перевелись у нас ещё люди, которые забирают их оттуда в свою семью. Это великое дело. Но связано ли оно всегда с пониманием того, что совершили святые праведные Иоаким и Анна?
А.В. Самохина, г. Курган


Да, наше спасение зависит прежде всего от того, как мы ведём по жизни своих детей, к чему их готовим и чему посвящаем. То, что сделали Иоаким и Анна, было великим подвигом. Они отдали Богу свою единственную Дочь, плод их всежизненной молитвы, как бы отделив Её от себя, от своей крови.

Как нам понять это событие? В Отечнике рассказывается об одном великом подвижнике. Когда пришла к нему мать и постучалась в дверь его келлии, он сказал ей: «Если хочешь, чтобы мы всегда видели друг друга в будущей жизни, мы не должны видеть друг друга здесь, на земле». Это такая предельная отдача себя Богу, о которой мы можем только благоговейно размышлять, пытаясь постигнуть смысл этого подвига.

Но есть такая отдача, когда приходится отдавать ребёнка смерти, и человек хочет и молится, чтобы этот ребёнок любой ценой выжил: «Господи, помилуй! Всё что угодно – только бы он остался живым».

Известна история декабриста Кондратия Рылеева, рассказанная его матерью. Когда её сын в детстве смертельно заболел, она безсонными ночами со слезами умоляла Господа и Божию Матерь, чтобы её единственный ребёнок был сохранён. Однажды, обессиленная, она забылась во сне, и тогда ей явился некий светлый юноша – ангел, который повёл её как бы из помещения в помещение, показывая различные этапы жизненного пути её сына. Вот мальчик, который уже бегает и играет, резвится со своими сверстниками; вот юноша, который уже о чём-то размышляет; вот молодой человек, который ожесточённо и гневно спорит с другими людьми. И всё кончается его страшной смертью. Тогда Господь спрашивает женщину через ангела, что она предпочитает? Если сын её умрёт сейчас, то его душа будет вместе с ангелами в радости вечной, а для неё останется надежда встретиться с ним, так что ничто и никогда уже не сможет их разлучить. Или она всё-таки будет настаивать на том, чтобы он остался здесь, на земле? Всё понимая, мать предпочла, чтобы её сын остался на земле. И мы знаем трагический путь этого революционера, всё, что с ним произошло.

То, что делают Иоаким и Анна, принося в жертву Богу плод своих молитв, это больше, конечно, чем любые подвиги, которые можно приводить в качестве примера. Но задумаемся сейчас вот о чём. Часто мы оказываемся в таком же положении, как эти люди – Иоаким и Анна, когда у нас горе, когда у нас нужда и мы готовы обещать Господу всё что угодно, говорить слова любви, только бы Он избавил нас, только бы вывел из этого состояния. И вот проходит горе, проходит нужда. Но когда наступает час, чтобы исполнить обещания, мы начинаем колебаться. Мы откладываем исполнение своих собственных слов: «Я обязательно это сделаю, только Ты, Господи, умоляю Тебя, сделай мне то, что я Тебя прошу». И потому жизнь наша оказывается безплодной в глубоком и значительном смысле.

Каждый человек понимает, что такое ответная любовь, и как тяжело любви быть безответной. Есть такой рассказ у отца Валентина Амфитеатрова. Пришли одни состоятельные люди в детский дом, желая взять ребёнка, и говорят мальчику, которого они выбрали: «Идём к нам. У нас тебе будет хорошо. Мы имеем прекрасный дом, машину и много игрушек. Ты ни в чём не будешь нуждаться, тебе будет замечательно у нас жить». Но мальчик ответил: «Всё, что вы предлагаете: дом, комната, игрушки и машина, на которой меня будут катать, – мне не нужно». «А что же ты хочешь?» – спросили его. «Мне нужно, – сказал ребёнок, – чтобы меня любили так же, как родители любят своё дитя».

Именно это нужно каждому человеку. И Самому Господу надо, чтобы мы любили Его всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, всей жизнью своей. А любить Бога – это значит хранить Его заповеди, как Он Сам говорит. И одна из них гласит: «Не мешайте детям приходить ко Мне». Только когда мы стараемся хранить Его заповеди, даётся нам узнать, о какой любви идёт речь. Как нам научиться быть достойными этой любви, быть способными в этом мире, где идёт поругание детства, всякой чистоты и святости, высоко нести знамя чести Христовой? Вот ответ на вопрос, что нам делать, чтобы наши дети приобретали капитал, которого им хватит на всю их жизнь на земле и на вечность.

Дорогой отец Александр! Вы пишете, что Церковь так или иначе во все времена гонима. Какие гонения претерпевает она сегодня, например, в России, где после так называемой перестройки ей как будто предоставлена полная свобода?
Д. Погодов, г. Москва


Да, гонения на Церковь не всегда имеют один образ. Было время, когда враги Церкви старались разрушить веру физическим насилием. Но сегодня (пока) они воюют чаще всего против Церкви по-другому, разумеется, не оставляя вполне прежних методов, с готовностью совершенно стереть её с лица земли. Даже в странах «христианской традиции» они делают всё, чтобы дезориентировать людей относительно христианской веры, подорвать различными провокационными акциями доверие к Церкви. Они открыто создают препятствия для христианского просвещения детей или даже лишают христиан – только за то, что они христиане, – права заниматься той или иной профессиональной деятельностью. Достаточно взглянуть на некоторые страны современной Европы, где воинствующая защита «прав атеистов», всё более частые публичные богохульства, ирония, насмешка над христианскими ценностями становятся нормой. Цель одна: под давлением среды запугать слабых. На самом деле не менее жестокие, чем прежде, хотя ещё не кровавые гонения.

Ещё в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «По нашему времени брани не столько жестоки, сколько тонки. Борец сделался необыкновенно опытен, как бы какой гомеопат, и, видя, что булавки и иголки смертоносны, при ловком действии ими, а шуму не делают, по неприметности их, – оставил мечи и копья, произведшие мучеников, в покое».

Что мы видим сегодня? Когда-то христиан принуждали отречься от Христа, теперь их убеждают отказаться от Него. Когда-то их заставляли силой, теперь – убеждением, когда-то употребляли насилие и жестокость, теперь прибегают к хитрости. Когда-то к ним относились как к явным врагам, теперь – прикрыто, мягко, с различными клеветническими измышлениями, делая вид, что просто не замечают их существования. С какой жестокостью относились к христианам, чтобы они отреклись от Христа! В первые века христианства и в XX веке они, исповедуя своего Господа, получали венцы мученичества. Теперь диавол обманывает миллионы людей, чтобы они не замечали, что уходят от Христа.

Мы знаем, что Сам Господь не только претерпел насилие и мучения, но постоянно встречался с «лжебратиями» по вере, которые в служении Богу являли неправду, исполненные зависти, ревности и лукавства.

Есть время, когда преимущественно действует насилие, и есть время, когда от верных требуется проявлять иного рода терпение. Подлинно духовная жизнь неизбежно вызывает противостояние. Святые отцы говорят, что чем святее истина, тем больше противостояние ей мира, лежащего во зле. Необходимы крепость и постоянство. И тот, кто не будет обманут врагом в сегодняшней войне, сподобится приобщиться радости святых мучеников, Самого Господа.