Архив:
5 ноября – Димитровская родительская суббота
В Димитровскую родительскую субботу мы молимся о упокоении всех воинов православных, живот на поле брани за веру и Отечество положивших, о всех от века невинно убиенных и о всех прежде почивших отцах и братиях наших. О всех, кто одежды свои убелил в Крови Агнца.
Мир знает, что среди воинов православных и среди невинно убиенных есть немало непрославленных нами, но прославленных Богом святых, и наша молитва «со святыми упокой» звучит в этом случае на самом деле уже как свидетельство их прославления. Но той же молитвой мы молимся и о тех многих крещёных, которые хотя кровью своей омыли многие свои отступления от верности крещенским обетам, но не достигли ещё той веры, когда всё заполняет в нас в последний миг Своею смертью и воскресением Христос. Ибо единственный смысл нашей жизни и смерти – в том, чтобы наша кровь соединилась с Кровью Христовой, и мы сделались способными всегда жить рядом с Богом.
Однако сегодня Церковь даёт всем нам, уже завершившим земной путь и ещё пребывающим на земле, самую великую надежду. Слово Писания недвусмысленно. Оно утверждает основополагающую истину веры, к которой мы должны постоянно возвращаться: Бог Спаситель всех человеков хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Чтобы все спаслись! Все! В этом – суть Христова благовестия. Нет воли Божией, чтобы привести людей к смерти, она – в том, чтобы все были живыми. Он пришёл не судить мир, но спасти мир. У Бога нет инстинкта мщения, у Него – естественная устремлённость к прощению. «Бог есть любовь», – возвещает нам Писание. Он – любовь и милосердие. Он – Спаситель. Он – Податель жизни. Он не хочет смерти. Он не хочет, чтобы кто-то из нас навеки погиб. Он желает спасения всех.
Чтобы ясно показать Свою волю ко спасению всех, Бог послал Своего Сына в мир. Сын Божий ясно являет в мире волю Отца. Он даёт нам увидеть, до каких пределов простирается милосердие Отчее. Он отдаёт Свою жизнь – всю, до последней капли крови – на Кресте, за спасение всех. Крест не есть орудие осуждения, он – источник жизни и блаженства. Он исцеляет человека от его ран, от его греха. Он – путь, ведущий к Богу. Даром Креста, даром смерти Сына Божия на Кресте жизнь вечная стала доступной для всех. «Когда Я буду вознесён от земли, Я всех привлеку к Себе», – говорит Христос. «Вознесён от земли» означает то, когда Господь будет возведён на Крест и отдаст Свою жизнь на древе. «Я всех привлеку к Себе», – говорит Он. Всех!
Бог хочет спасения всех. После Крестной смерти и Воскресения Христос влечёт всех к Себе и приводит к Отцу. В этом содержание христианской веры. В это мы веруем. Это нам открыто Самим Богом.
Эти слова Писания обращены не только к святым, но ко всем. Праведные и грешные спасаются Христом. Никто не спасает себя сам. И мы знаем, что Христос пришёл прежде всего к грешникам: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию, – говорит Он (Мф. 9, 12–13). Христос воплотился среди нас и отдаёт Свою жизнь за всех живущих – за праведников и грешников. Никто не исключён из этого Божественного желания. И потому Церковь, верная Своему Господу, молится о всех крещёных, не отрекшихся публично от своей веры, и тем более о тех, кто кровь свою пролил ради защиты других. Никто не может быть спасённым без вольного принятия Христа.
Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, – пишет апостол Павел своему ученику (1 Тим. 2, 1). Снова это слово «за всех». Никто не должен быть навеки отвергнут. Потому Церковь возносит молитву «со святыми упокой» за всех крещёных усопших. За Божественной литургией мы вынимаем частицы только за крещёных, за тех, чьи имена запечатлены именем Пресвятой Троицы. Но святые отцы говорят, что утешение от этого получают даже души некрещёных.
Всё доброе, что совершает человек, даже не знающий Бога, есть не что иное, как искание им смысла жизни, того подлинного добра, которое есть у Бога. Церковь говорит нам, что искание смысла жизни продолжается и после смерти. И Божия Матерь «Всех скорбящих Радосте» – всех скорбящих усопших, не сподобившихся рая там, и всех скорбящих о них здесь, – не оставляет сегодня никого без утешения. И мы молимся, чтобы путь их в вечности был к полноте бытия и всецелому присутствию с ними Бога.
Бог не забывает ничего доброго, что было в нашей жизни на земле, проявлялось по отношению к другим каждый день, в постоянстве и терпении. Бог не пропускает ничего, и за все воздаёт сторицей. Таков наш Бог. Таково предстательство Пречистой. А здесь речь идёт о убиенных воинах, об отдаче жизни за других!
«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Христос. Веруем, что всесильным ходатайством Богородицы, молитвами Церкви откроется этим душам благодать Крестной смерти Христа за всех и слава Его Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов