Пётр Давыдов - Чудо здесь – как «Добрый день!»

«Кризис» по-гречески – «суд». На Эгине, острове, где находится Свято-Троицкая обитель, основанная святителем Нектарием, думаешь совсем не об экономическом или финансовом кризисе, а о Суде пострашнее.
 
А ещё о том, что Бог, победивший смерть, – это Любовь, и благодаря этой любви, верности и надежде многие святые достигли своего настоящего, небесного Отечества. Когда есть любовь, есть и улыбка. Этой улыбкой святые щедро с нами делятся.


На Пасху все полиглоты,
даже швабы-свечники


Православный шваб Карл, переехавший на Эгину на ПМЖ из своего Баден-Вюртемберга, своим добродушием и неофитской горячностью вызывает добрую улыбку. Любой улыбнётся, наверное, увидев аколуфа-свечника-строителя-дворника и т. д., учащего жизни и правилам поведения в храме всяких там понаехавших – греков, русских, румын, сербов и прочих, не знающих, как правильно поставить свечку, как складывать руки перед Причастием, и не усвоивших множество других очень важных и необходимых вещей. «Χριστός ανέστη!», «Christus ist auferstanden!» – и так на всех языках, которые худо-бедно, но Карл освоил. На Пасху и Пятидесятницу все полиглоты.
Для Эгины добрая улыбка естественна, как была и остаётся она естественной для святого Нектария. Не вымученная, деланная, елейная, а искренняя, полная снисхождения и любви, желания и готовности помочь. Идёшь, положим, к Троицкой обители пешком из порта – всего-то несколько километров налегке, обязательно кто-нибудь остановится и, улыбаясь, предложит подвезти до монастыря. «Как – пешком?! Так это ж далеко! Устанете! Ну вы даёте! Из России, наверное. А-а, тогда всё понятно. God bless!»

Святитель Нектарий, как и все святые, очень любил природу. Здесь, на Эгине, он посадил 5000 кедров, его примеру следовали и сёстры обители – поэтому остров такой зелёный. Одно из этих деревьев монахиня Афанасия, сестра монастыря, хотела посадить на том месте, где сейчас находится могила святого. Она услышала голос: «Не сажай кедр здесь, отступи немного: оставь место для могилы». Так повторялось трижды. После этого она подошла к святому Нектарию и спросила его об этом случае. Он ответил: «Да, это будет место для моей могилы». Действительно, когда хоронили святителя, единственное подходящее место оказалось возле алтаря, как раз вот здесь, где и находятся его мощи.

Матушки, несущие послушание в келлии святого, дружелюбны и могут рассказать многое как о земной жизни святителя, так и о посмертных чудесах святого Нектария, которых, по их словам, всё больше и больше. Так и говорят: «Чудо здесь, на Эгине, – как “Добрый день!”. Вроде бы привычно и знакомо, но естественно и приятно». Потом очень серьёзно добавляют: «Только бегать за чудесами не стоит. Главное чудо – покаяние. А всё остальное помогает к нему приблизиться. Если нужен миллион, если он полезен для спасения, то Бог тебе его даст, не безпокойся. Или здоровье атлетическое. Материальное должно служить духовному, а не наоборот. Главное чудо – перемена ума и жизни в направлении к Христу». Здорово утешили, спасибо: самое важное с первых часов на Эгине услышал. Матушки очень не любят фотографироваться и совсем не хотят, чтобы называли их имена – просят молиться и всё.

Христос и подушечный бой

Скромная келлия святого. Небольшая кровать – сразу видно, что очень старая. Усыпана лепестками или листьями. Стою, смотрю. Заходит папа с маленьким сыном, сажает его на кроватку. Тот веселится, прыгает-бегает, лепестки взмывают вверх, кружатся – восторг неописуемый. Отец строго: «Христос, хватит бегать по кровати! Христос, прекрати орать – вся обитель слышит!» – «Ну, па-ап,можно ещё, а?» – «Пойдём уже». Малолетний Христос (наверное, Папандреу какой-нибудь) нехотя спускается, берёт отца за руку, они подходят к образу Богородицы у окна, молятся несколько минут.
Интересуюсь у матушки:

– Я видел, как отец положил маленького сына на кровать святого Нектария. Ребёнок вовсю веселился, прыгал по кровати, отец молился. Как это понять? Местные особенности почитания святого?

– Тут всё просто. Кроватка эта принадлежала ещё бабушке святителя. За несколько месяцев до смерти святого к нему приехал его племянник и увидел, что тот очень болен, а у него нет даже кровати – был только маленький топчан, который он сам и смастерил. Тогда племянник привёз ему вот эту кровать, которую семья, уже переехавшая в Афины из Малой Азии, держала у себя. И получилось так, что последние месяцы своей земной жизни святой Нектарий, больной раком, лежал на этой вот кроватке. Мы знаем, что святитель имеет благодать перед Господом ходатайствовать об исцелении искренне обращающихся к Богу людей. Мы знаем также, что к нему за молитвенной помощью обращается очень много людей, страдающих от онкологических заболеваний. Здесь мы своими глазами видим, как люди получают эту помощь. И бесноватые полностью исцеляются, и парализованные встают, и многие другие люди получают нужную помощь. Некоторые не сразу, а кто-то и моментально – это мы сами видим постоянно. Постоянно приезжают автобусы из Сербии – паломники едут по благословению сербских архиереев. В последний раз среди них было трое инвалидов – из них двое встали с колясок, своими ногами подошли ко гробу святителя. А до этого были прикованы к коляскам. Это всё – видимое свидетельство помощи и благословения Божия.
 
А традиция посадить ребёнка на кроватку появилась у нас так. Её установил сам святой Нектарий. Раньше это было запрещено, сёстры обители строго следили за тем, чтобы на кровать никто не садился. И вот однажды одно наивное дитя, не зная наших строгих правил, спокойно уселось на кроватку. К нему подбегает строгая сестра: «Ты чего тут расселся?! А ну вставай быстрее!» Ребёнок отвечает: «Как это я пойду? Вот батюшка рядом со мной говорит, чтобы я с ним посидел, – так я лучше с ним и посижу». Это не детская хитрость была, ребёнок смотрел чистыми глазами, говорил уверенно. Да и какой интерес ребёнку сидеть на одном месте? Он бы лучше побегал по саду, а не сидел в маленькой комнате. А тут он действительно был увлечён беседой с невидимым и очень добрым батюшкой. Так мы и узнали, что сам святой гораздо снисходительнее и добрее относится к своим гостям, чем предписывают некоторые порядки. Мы здесь не для того, чтобы своей суровостью пугать сердца людей, а для того, чтобы христианской добротой, которая была присуща и святому Нектарию и которую мы призваны воспитать в себе, отпугивать от людских сердец тёмные силы. Помоги нам в этом Бог.

Не бойся!

– Святого Нектария вообще часто видят. Даже не зная его ещё, не молясь ему, не прося ни о чём, но уже получают исходатайствованную по его молитвам помощь. Совсем недавно две наши трудницы были свидетелями такого случая: в келлию святого заходят паломники, среди них была женщина, приехавшая из Африки вместе с сыном. Сын учится в Салониках, она приехала его навестить, и они вдвоём отправились в путешествие сюда, на Эгину. Так вот, как только она зашла сюда, она встала как вкопанная – не в ступоре, то есть лицо совершенно разумное, а именно недвижимая. Одна из сестёр бежит к сестре Мариам, просит святой воды, чтобы помочь женщине, возвращается – женщина стала немножко двигаться и говорить. Сын перевёл её слова: она поехала в Грецию, оставив дома, в Африке, ребёнка 16 лет с раком головного мозга тяжёлой степени, то есть надежд практически не было. И как только она зашла сюда, открылась боковая дверь келлии, и вышел, по её словам, старец в зелёном облачении. Она не могла знать о том, что у нас хранится здесь его облачение зелёного цвета, она вообще была на Эгине впервые, да и о святом ничего не слыхала. Он сказал этой женщине: «Не бойся, всё будет хорошо с твоим сыном». Потом она позвонила нам из Африки и сообщила, что нашла сына совершенно здоровым.

Чудо как «кαλημέρα!»

– Я сама на Эгине всего шестой год, но даже за это короткое время стала свидетелем огромного количества чудес. Здесь это совершенно естественное явление. Мне кажется, что такие чудеса, их количество – это настойчивая попытка Христа обратить наше внимание на образ жизни святого Нектария, на те настроения и чувства, которые мы должны воспитывать в себе по его примеру. Так что удивляться чудесам тут перестаёшь – удивляешься и поражаешься снисхождению и любви Божией. Главная задача чуда – сугубо утилитарная: не болеть, получить денег, найти работу, жильё и т. п. Это, конечно, тоже важно, никто не спорит. А важно ли нам – не осуждать, не гневаться, избавиться с Господней помощью от поклонения богатству, зависимости от него? Разве это не важно?! А ещё смысл чуда в том, чтобы вслед за Псалмопевцем благодарно (напомним: «благодарение» по-гречески – «евхаристия») воскликнуть: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» Мне кажется, что посредством дивной помощи в материальном мире святитель Нектарий обращает наше внимание на необходимость видеть в христианстве гораздо большее – Христа, постоянно помнить, что всё это, материальное, земное – лишь следствие нашего заповеданного Христом поиска Царствия Небесного и правды его.

5000 кедров, 5000 гимнов

– Дивный гимн «Αγνή Παρθένε» – «Чистая Дева» – известен далеко за пределами не только Эгины и Греции. Какова история его появления? Правда ли, что святитель Нектарий получил свиток с текстом из рук Пресвятой Богородицы, как это было, согласно преданию, с преподобным Романом Сладкопевцем во время написания им кондака Рождества Христова?
– Нет, это не так. Святитель сам написал этот гимн – разумеется, не без помощи Пресвятой Богородицы, Которую чтил очень высоко. Что же касается явлений Девы Марии святителю, то, как и преподобного Серафима Саровского, его можно, наверное, назвать любимцем Богородицы – Она являлась святителю неоднократно во время его земной жизни. Образ Богоматери, который был написан на Святой Горе по просьбе старца, выполнен именно так, как он и просил: именно такой и являлась ему Приснодева. Афонский иконописец из скита Данилеев выполнил этот образ по описанию святителя. И перед этим образом святой написал пять тысяч гимнов в честь Богородицы. Пять тысяч кедров – пять тысяч гимнов.

– А правда ли, что во время Первой мировой войны все мужчины с Эгины, которые уходили в армию, вернулись домой?

– Правда. Причём все вернулись, не получив ни единой царапины, хотя и были на войне. На острове живут их правнуки, рассказывают об этом.

Дерзость и дерзновенность

– Матушка, вы сказали, что святителя Нектария можно назвать любимцем Богородицы. У него было особое почитание Девы Марии…

– Да, это так. Во время молитвы святой Нектарий обращался к Ней всегда на «Вы», он говорил: «Госпожа Пресвятая Богородица, очень Вас прошу обратиться к Вашему Сыну с такой-то нижайшей просьбой» и т. д. Тут одновременно была и детская простота, и святая дерзновенность. Например, после такого обращения он говорил в молитве: «Только, простите, Госпожа, нам это нужно очень срочно, у нас просто нет сил и времени, и без Вашей помощи нам будет плохо». Святитель дерзал в молитве, у него были для этого способности и воспитанное в скорбях доброе сердце. Есть пропасть между дерзостью и дерзновением – у святого Нектария была дерзновенная, а не дерзкая душа. Нам до такого идти и карабкаться…

Путь святых и их душа – огромная, светлая тайна. Она основана, мне думается, на их любви к Христу, которая через страдания не только не уменьшается, а увеличивается, ведя человека в Его Царство. Это естественно: святые – они же дети Бога. И нам нужно почувствовать себя Его детьми, правда? В этом случае мы должны помнить о христианской детскости, той самой, о которой говорит Христос: «Будьте как дети». Он же говорит: «Будьте мудры, как змии». Казалось бы, парадокс, но ничего странного тут нет: по словам английского писателя К.С. Льюиса, «в нашем мире только очень глупые дети ведут себя всегда по-детски и очень глупые взрослые ведут себя всегда по-взрослому».

Пострашнее меланомы

– Насколько я знаю, ничуть не меньше страданий, чем от физических болезней, святитель испытывал от извращения христианства в людях: его преследовали церковные начальники, на него клеветали собратья-священники, над ним издевались. Святой Нектарий с помощью Божией преодолел эти напасти. Сейчас подобных напастей в жизни нашей земной Церкви вряд ли меньше: ни клевета, ни воровство, ни стремление поставить себя на место Бога, увы, никуда не делись, и люди, конечно же, испытывают страдания. Обращаются ли к святителю за молитвенной помощью в этом случае?

– Конечно, и очень много. Люди видят помощь от него, знают, что он преодолел нестроения и такого рода, что святитель имеет благодать помочь искушаемым и в случае церковных – наверное, самых страшных – нестроений. Святой, который прославился тем, что всю жизнь терпел и снисходил к людским слабостям, помогает и другим не смотреть на эти слабости взором судьи или прокурора. Но помогает и преодолеть нестроения, вызванные отходом от Христовых заповедей. Действительно, сейчас очень многие церковные люди страдают от клеветы, высокомерия, обмана, грабежа от тех, кто пользуется священным саном не по назначению. Это не новость для святого – опыт борьбы с этим ужасом у него огромный. И он может научить, как отвечать на нехристианские, а то и антихристианские явления в земной Церкви, да и учит, и помогает.

Не потому, что «так надо»,
а по любви к Богу


– Девушка из Питера прислала недавно письмо, в котором рассказывает, что долгое время страдала от меланомы. Она была далека от церковного образа жизни. Кто-то из друзей или знакомых рассказал ей о святом Нектарии, о его благодатной помощи. Она выслушала этот рассказ всерьёз и решила, что логично будет исповедоваться и причаститься – не «потому, что так надо», а потому, что так ей будет понятнее и ближе святой Нектарий. Она впервые в жизни исповедовалась и причастилась, взяла благословение читать акафист святителю ежедневно. Стала соблюдать посты. Какое-то время она выбирала между лечением и молитвой – решала, отдаться ли полностью во власть медицины или же положиться целиком на волю Божию и помощь святителя. Девушка выбрала второе. Через семь месяцев, по её словам, от меланомы не осталось и следа. За это время, время искренней молитвы и настоящего покаяния, она стала верующим человеком, христианином. Чудо в избавлении от страшного заболевания – это да, слава Богу. Но это избавление – свидетельство об исцелении от гораздо более страшного заболевания. На Эгину приезжали родители этой девушки, благодарили святого Нектария, Богородицу и Господа. Главное чудо – это обретение веры, обретение Бога. А все остальные чудеса – это так, спутники.
 
Золотая ручка и
правильное обращение с пожертвованиями

– Бывают случаи, когда святитель направляет ревность христиан в правильное русло. Причём делает это весьма доходчиво, просто, иногда и с таким грозным, что ли, юмором. Одна женщина в знак благодарности за исцеление руки пообещала святому сделать огромное золотое украшение на икону – тоже в виде руки, есть в Греции такая традиция. Он явился ей и строго так сказал: «Только попробуй! Зачем мне какие-то золотые руки-ноги?! Отдай эти деньги бедным! Если не отдашь, я тебе руку-то и оторву!» Она пожертвовала деньги бедным, конечно.

Смысл христианского чуда – не в золотых украшениях, не в чемоданах с деньгами и билетах бизнес-класса, а в исправлении человеческой души, направлении жизни ко Христу. Речь идёт о той самой перемене ума, о «метанойе» по-гречески, то есть о подлинном покаянии.

Многие полностью меняют образ жизни после встречи со святым Нектарием. И не требуется каких-то «громких» чудес: достаточно тихого, спокойного, светлого пребывания здесь, совместной молитвы со святым, чтобы почувствовать благость Бога. Бывают и серьёзные, по-настоящему покаянные размышления над своей жизнью, очистительные слёзы, не требующие огласки и ведущие к жизни в Боге, – вот это настоящее чудо.

– Что это ты разулыбался? – ворчливо, но по-доброму поинтересовался православный шваб Карл, вытирающий подсвечник.
– Имею право. Хорошо у вас. Хорошо, что ты сюда на ПМЖ переехал.
– А то! Тут Бог рядом. Но если честно, то я на ПМЖ в рай хочу. Ты, это, ещё приезжай. России привет!

Пётр Михайлович ДАВЫДОВ