Александр Кадашевский - Витязь русского кино


3 августа 1946 года – 70 лет назад, родился Николай Петрович Бурляев

 

В конце мая этого года, объявленного Годом кино, но так и не сдвинувшего с мёртвой точки прозябающий отечественный кинематограф, в Севастополе прошёл 25-й фестиваль «Золотой витязь». С такими праздниками (победный, славянский и шолоховский май!) и смыслами совпадает фестиваль «Золотой витязь», обретший в прошлом году постоянную гавань прописки, а освещение в СМИ, особенно по ТВ – убогое и сознательно скудное! Почему? Девиз и суть не устраивает?
 
«За нравственные идеалы, за возвышение души человека» – под таким девизом кинофорум проводится уже четверть века. За это время он объединил более 60 форумов, включая кинематографический, театральный, литературный, музыкальный, экологический и форум русских боевых искусств. Открывая кинофорум в Севастопольском центре культуры и искусств (бывший «Дом рыбака») в прошлом Году литературы, президент «Золотого витязя» заявил: «Мы создали очаг культуры, к которому совсем скоро начнут присматриваться зарубежные деятели искусств и задаваться вопросом: “Почему тут нет грязи, гадости, голубизны, розовости?». Да потому что это русский город Севастополь! Наш фестиваль получал много предложений от руководителей регионов задержаться и почувствовать себя как дома. Соблазн был велик, но, как говорил Лермонтов, “есть чувство правды в сердце человека”, мы удержались и, очевидно, оказались правы. Сегодня “Золотой витязь” вновь на передовой – форум заключил договор с губернатором Сергеем Меняйло и стал генеральным провайдером культурных программ Севастополя, отвечающим за духовную экологию города-героя. Вместе мы будем реализовывать декабрьский указ президента России “Об утверждении Основ государственной культурной политики”. Это большая ответственность».
 
Ответственность – большая, а помощь от государства – не очень. Правда, по заключённому договору в Севастополе планируется построить многофункциональный Дворец культуры и кино «Золотой Витязь», где будут театральная и концертная площадки. Главное, в этом новом культурном центре будут работать секции для детей: театральная, кино, видеосекция, компьютерной графики, хоровая, музыкальная. По словам президента Кинофорума, народного артиста России Николая Бурляева, «Золотой витязь» ставит своей главной задачей вовлечение в единое движение всех, кто не желает растворяться в безнравственном, бездуховном потоке глобальной массовой «культуры», кто хочет сохранить самобытность свою личную и самобытность своего народа. Хочет передать своим детям традиции культуры предков и высокие нравственные идеалы.

Народный артист России, подвижник, истинно православный гражданин, заботливый отец, он знает, что говорит, какой тернистый путь торит. А ведь складывалось всё, как в сказке! Коренной москвич, выросший в самом центре послевоенной Москвы, он 13-летним школьником вкусил, можно сказать, европейский успех. Студент режиссёрского факультета ВГИКа Андрей Кончаловский, которому было на десять лет больше, снял на учебной киностудии короткометражный поэтический и грустный фильм «Мальчик и голубь». На престижнейшем Международном кинофестивале «Венеция-1962» картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала бронзового «Льва святого Марка» на конкурсе фильмов для детей. Коля заканчивал тогда шестой класс. Учебная киностудия ВГИКа выдавала объяснительные записки юному артисту, тот относил их своим школьным учителям. Вместе с Бурляевым в фильме «Мальчик и голубь» снимался опытный актёр Владимир Шурупов. Он-то и отвёл Колю в Театр имени Моссовета, к Юрию Александровичу Завадскому. Так началась для Николая Бурляева четырёхлетняя театральная служба: первые овации, поклонницы, цветы. Площадь Маяковского была рядом с его коммуналкой на улице Горького – пешком от дома на спектакль пятнадцать минут хода, а до славы – путь был ненамного длиннее. Можно себе представить: оттепель, молодой талантливый артист, сто пятьдесят аншлаговых спектаклей по пьесе Исидора Штока «Ленинградский проспект», где юный баловень судьбы играл с выдающимся мастером-тёзкой Николаем Дмитриевичем Мордвиновым, которого Бурляев доныне считает одним из своих главных наставников в искусстве.

Николай закончил школу в 1964 году и сходу поступил к вахтанговцам в знаменитое театральное училище имени Щукина, прямо на второй курс актёрского факультета. В лучшей театральной школе страны вместе с ним учились кинозвёзды – Анастасия Вертинская и Никита Михалков. Кончаловский, «крёстный» киноактёра Николая Бурляева, не раз показывал фильм «Мальчик и голубь» своему вгиковскому другу Андрею Тарковскому. В это время в журнале «Знамя» появляется пронзительный рассказ бывшего разведчика Владимира Богомолова «Иваново детство», по нему начинают ставить фильм, губят, можно сказать, на корню и предлагают переснять по остаточной смете Андрею Тарковскому. Тот после долгих поисков выбирает на главную роль Бурляева. Как и лента Кончаловского «Мальчик и голубь», фильм «Иваново детство» с участием Бурляева поехал на фестиваль «Венеция-1962». В результате – «Золотой Лев святого Марка», главная награда по главному конкурсу художественных фильмов. Никогда ни одна советская картина не получала здесь такой премии. Она потрясла мировое киносообщество. Что ещё нужно молодому актёру, чтобы сломаться, заштамповаться, захлебнуться в лучах славы? Ну ещё сняться в новелле «Колокол», венчающей фильм Тарковского «Андрей Рублёв», которая была очень дорога режиссёру. И роль Бориски – вдохновенного, отрешённого, нервного – стала как бы воплощением безпроигрышного типажа для молодой знаменитости. Ещё вдобавок оставалось стать зятем великого и всемогущего Сергея Бондарчука. Кто смог бы выдержать такой груз славы и гостинцев судьбы? Только он – Николай Бурляев, сын православных работящих родителей, внук неприхотливых актёров передвижных малороссийских театров – Людмилы и Леонида Бурляевых, которые под псевдонимом Филипповские выступали ещё до революции. По семейному преданию, один из пращуров их был запорожский казак – полковник Остап Бурляй, который служил у Богдана Хмельницкого. Вот эти глубинные корни и помогли Николаю Бурляеву устоять на российских ветрах, утвердиться в своей безбожной среде, а прямо говоря – подняться над её пеной, безхребетностью, продажностью. Он как актёр, режиссёр-постановщик, автор многих книг, создатель уникального фестиваля «Золотой витязь» – воплощение лучших традиций – культурных и гражданственных. Он сам – золотой витязь на духовном поле обострившейся брани. Об этом повествует трёхтомник, в первый том «Мой Лермонтов» вошли киноповесть «Сын вольности», по которой он поставил фильм «Лермонтов», и «Дневник кинорежиссёра», рассказывающий о тернистом и счастливом пути...

Поздравляем нашего соратника, соавтора, соработника на общей ниве – прекрасного и неисчерпаемого русского художника Николая Ивановича Бурляева с юбилеем!

Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ