Архив:
Если у крымчан спросить, какая у них сейчас главная проблема в жизни, то многие назовут сложность российских законов. Это недовольство ни в коем случае нельзя путать с недовольством самим фактом присоединения Крыма к России.
Мы присоединились к России. Возвратились домой. Но, кроме радости этого события, появились и трудности, о которых мы знали большей частью понаслышке.
И первая, явная из этих трудностей, – это какая-то невероятная сложность и запутанность российских законов, которые точно призваны не облегчить жизнь, а усложнить её и даже порой довести до абсурда. Очереди в самых разных учреждениях и инстанциях, неимоверные трудности «хождений за три моря» за какими-то справками, сертификатами, постановлениями и резолюциями...
Недавно мне попалась статья, в которой российский журналист разговаривает с американцем, что называется «знающим», и этот американец утверждает, что наши российские законы в «лихие 90-е» составлены и написаны американскими юристами под «чутким руководством» соответствующих спецслужб. Написаны именно так, чтобы по возможности ограничить становление суверенной российской государственности и развитие нормальной общественной жизни.
Но «правильные законы» – это ведь ещё даже не четверть дела. Говорят, «Сталинская конституция» 1936 года была одной из лучших в мире. Но это не мешало сотням тысяч законопослушных граждан мучить и убивать ни в чём не повинных людей. А миллионам – горячо аплодировать этому адскому представлению, писать доносы или просто молчать, затаившись от ужаса… Наша цель – это даже не тщательно прописанные законы, а духовно-нравственное возрождение общества, осуществляемое мобилизацией всех конфессиональных, воспитательных, образовательных и культурных сил народа. И роль государства в этом деле трудно переоценить.
Кто, если не государство с его властным и силовым аппаратом, может масштабно и систематически сдерживать всякое зло, не только коррупцию, но и распространение пропаганды насилия, хищности и разврата. В первую очередь – затруднять доступ к источникам зла. Очень простая мысль, но ведь важная же, честное слово, даже в контексте национальной безопасности.
То есть, условно говоря, хочет подросток напиться или посетить порносайт, или поиграть в игру, где мозги разлетаются во все стороны каждые десять секунд, – это его воля, но это зло, и государство должно подумать, как максимально затруднить ему возможность осуществления этого греховного замысла. И само это затруднение, пусть не всех, но хоть кого-то, возможно, отвратит от беды. У нас же в реальности получается, что грех не только не сдерживается в обществе, но пропагандируется открыто и широко. И это, конечно, немыслимо. Потому что «человек греха» – это плохой гражданин уже потому, что готов самозабвенно служить тому, кто «сидит на раздаче греха».
И напротив, слишком мало от государства ощутимой поддержки всего доброго, порядочного, честного и справедливого… А ведь это вопрос материальный не в меньшей степени, чем моральный. Потому что сказать: трудись честно – это одно, но помочь и материально, и юридически, и организационно человеку, хотящему честно трудиться и выбиться из нищеты, – это совсем другое, а точнее, естественное и правильное продолжение первого.
А у нас – чем сложнее закон, тем легче за него «спрятаться», вывернуть его по-своему и извлечь из него своекорыстную выгоду тому или иному чиновнику. Вот и усложняются наши законы сознательно и даже, не побоюсь этого слова, злонамеренно. Люди это понимают и считают повсеместно государство чем-то отдельно-враждебным для себя и стараются его или обмануть, обхитрить, или уж, во всяком случае, держаться от него подальше.
Это и происходит именно потому, что люди не видят со стороны государства действительного понимания своих нужд и настоящей заботы. А там, где видят, – это доверие очень быстро появляется и вырастает до степени преданности и патриотизма. Это ведь очень серьёзные и важные вещи! Именно из доверия простых людей государству и вырастает чувство общности, возрастает патриотизм, понимание, что мы действительно одна страна, живущая общими интересами и нуждами.
И главное, в организации жизни огромной страны лежит не «чёткость» всех правил, а нравственное начало, заложенное в них, доброжелательность и взаимодоверие людей, независимо от ранга, статуса и положения в обществе. Когда эта взаимная честность доверия и заботы находит отражение в документах и их исполнении – всё становится на свои места. А это взаимодоверие возможно только тогда, когда государство будет заботиться о действительных нуждах людей и стимулировать всякое добро в людях, а всякое зло пресекать. Так просто! Именно на этой простоте только и можно построить что-то по-настоящему крепкое, доброе и надёжное. А все мы, я думаю, именно этого и хотим, чтобы отечество наше было добрым и крепким.
Хочу высказать одну простую, но важную христианскую мысль. Дело не в том, как много мы успеем сделать разных дел и как нам при этом будет легко и просто, а в том, чтобы мы делали свои дела по-божески, терпеливо и мирно.
Священник
Димитрий ШИШКИН
Республика Крым
И первая, явная из этих трудностей, – это какая-то невероятная сложность и запутанность российских законов, которые точно призваны не облегчить жизнь, а усложнить её и даже порой довести до абсурда. Очереди в самых разных учреждениях и инстанциях, неимоверные трудности «хождений за три моря» за какими-то справками, сертификатами, постановлениями и резолюциями...
Недавно мне попалась статья, в которой российский журналист разговаривает с американцем, что называется «знающим», и этот американец утверждает, что наши российские законы в «лихие 90-е» составлены и написаны американскими юристами под «чутким руководством» соответствующих спецслужб. Написаны именно так, чтобы по возможности ограничить становление суверенной российской государственности и развитие нормальной общественной жизни.
Но «правильные законы» – это ведь ещё даже не четверть дела. Говорят, «Сталинская конституция» 1936 года была одной из лучших в мире. Но это не мешало сотням тысяч законопослушных граждан мучить и убивать ни в чём не повинных людей. А миллионам – горячо аплодировать этому адскому представлению, писать доносы или просто молчать, затаившись от ужаса… Наша цель – это даже не тщательно прописанные законы, а духовно-нравственное возрождение общества, осуществляемое мобилизацией всех конфессиональных, воспитательных, образовательных и культурных сил народа. И роль государства в этом деле трудно переоценить.
Кто, если не государство с его властным и силовым аппаратом, может масштабно и систематически сдерживать всякое зло, не только коррупцию, но и распространение пропаганды насилия, хищности и разврата. В первую очередь – затруднять доступ к источникам зла. Очень простая мысль, но ведь важная же, честное слово, даже в контексте национальной безопасности.
То есть, условно говоря, хочет подросток напиться или посетить порносайт, или поиграть в игру, где мозги разлетаются во все стороны каждые десять секунд, – это его воля, но это зло, и государство должно подумать, как максимально затруднить ему возможность осуществления этого греховного замысла. И само это затруднение, пусть не всех, но хоть кого-то, возможно, отвратит от беды. У нас же в реальности получается, что грех не только не сдерживается в обществе, но пропагандируется открыто и широко. И это, конечно, немыслимо. Потому что «человек греха» – это плохой гражданин уже потому, что готов самозабвенно служить тому, кто «сидит на раздаче греха».
И напротив, слишком мало от государства ощутимой поддержки всего доброго, порядочного, честного и справедливого… А ведь это вопрос материальный не в меньшей степени, чем моральный. Потому что сказать: трудись честно – это одно, но помочь и материально, и юридически, и организационно человеку, хотящему честно трудиться и выбиться из нищеты, – это совсем другое, а точнее, естественное и правильное продолжение первого.
А у нас – чем сложнее закон, тем легче за него «спрятаться», вывернуть его по-своему и извлечь из него своекорыстную выгоду тому или иному чиновнику. Вот и усложняются наши законы сознательно и даже, не побоюсь этого слова, злонамеренно. Люди это понимают и считают повсеместно государство чем-то отдельно-враждебным для себя и стараются его или обмануть, обхитрить, или уж, во всяком случае, держаться от него подальше.
Это и происходит именно потому, что люди не видят со стороны государства действительного понимания своих нужд и настоящей заботы. А там, где видят, – это доверие очень быстро появляется и вырастает до степени преданности и патриотизма. Это ведь очень серьёзные и важные вещи! Именно из доверия простых людей государству и вырастает чувство общности, возрастает патриотизм, понимание, что мы действительно одна страна, живущая общими интересами и нуждами.
И главное, в организации жизни огромной страны лежит не «чёткость» всех правил, а нравственное начало, заложенное в них, доброжелательность и взаимодоверие людей, независимо от ранга, статуса и положения в обществе. Когда эта взаимная честность доверия и заботы находит отражение в документах и их исполнении – всё становится на свои места. А это взаимодоверие возможно только тогда, когда государство будет заботиться о действительных нуждах людей и стимулировать всякое добро в людях, а всякое зло пресекать. Так просто! Именно на этой простоте только и можно построить что-то по-настоящему крепкое, доброе и надёжное. А все мы, я думаю, именно этого и хотим, чтобы отечество наше было добрым и крепким.
Хочу высказать одну простую, но важную христианскую мысль. Дело не в том, как много мы успеем сделать разных дел и как нам при этом будет легко и просто, а в том, чтобы мы делали свои дела по-божески, терпеливо и мирно.
Священник
Димитрий ШИШКИН
Республика Крым