Архив:
Год спустя после общероссийской звонкой премьеры кинофильма «Батальонъ» возник новый повод поговорить о нём, поскольку Первый канал показал телевизионную версию ленты.
За 2015 год художественный фильм о русском женском батальоне стал не только лидером проката российского кино – его посмотрели более двух миллионов зрителей, но и самым титулованным военным фильмом за всю историю отечественного кино. Поговаривают, что и В. Путин с большим интересом посмотрел кинокартину и высоко оценил. Мнение наших кинозрителей и президента России совпало, что не часто случается, с мнением кинематографистов, работающих в жюри международных фестивалей. Список призов – огромен. Отмечены были, вполне заслуженно, по несколько раз в разных странах и продюсеры, и режиссёр Дмитрий Месхиев, и сценарист Илья Авраменко, и исполнительница главной роли Мария Аронова, и другие актрисы фильма (Мария Кожевникова, Янина Малинчик и др.), и оператор Илья Авербах… Особо хочется выделить награду с формулировкой «За верность военно-патриотической теме на отечественном киноэкране»: медаль «За заслуги» и Почётный диплом кинофестиваля «Дворянский мир» вручили генеральному продюсеру картины Игорю Угольникову. Итак, про «Батальонъ».
Его создатели ещё в предпостановочный период напомнили всем о словах В. Путина, прозвучавших на заседании Совета Федерации 27 июня 2012 года – что, допустив поражение России в Первой мировой войне, «большевики совершили акт национального предательства. Наша страна проиграла проигравшей стороне – это уникальная ситуация. Ответственность за это лежит на тогдашнем руководстве, то есть на большевиках…». Именно поражение в Первой мировой войне, – утверждает президент, – стало причиной того, что сама война является «забытой».
Создатели фильма подчёркивают, что пришло время отдать долги тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой мировой войны. Напомним, до сентября 1939 года весь мир называл её Великой – поскольку она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней, охватив 38 государств, где проживало три четверти населения Земли. В ней полегло более 10 млн военнослужащих, 7 млн мирных жителей, 20 млн были ранены, отравлены газами и покалечены, мощная артиллерия стёрла с лица земли цветущие города и сёла, разрушила целые страны.
Фильм, по сути, является обращением к молодым поколениям граждан России, чтобы они осознали, насколько сегодняшние реалии связаны корнями с событиями прошлого.
Первая мировая имела прежде невиданные катастрофические последствия для всего человечества. Создатели фильма обращают наше внимание на то, что «эта война определила мировую эволюцию времени, дала невиданный импульс экономике, социальной системе и научному прогрессу, но при этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способен человек вопреки достижениям цивилизации. Она фактически разрушила культуру Европы, сделав насилие легитимным оружием решения международных споров и инструментом социальных перемен. Она оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в революции, гражданские войны и в конечном итоге кровавую драму Второй мировой войны».
Фильм рассказывает, как по приказу Временного правительства (роль Керенского исполнил М. Башаров) для поднятия боевого духа деморализующейся российской армии к лету 1917-го создаётся женский «батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Эти женщины были первыми в истории страны, столь организованно взявшимися за оружие – они опирались на идеалы высокой чести и глубочайшей веры в Бога, готовы были пожертвовать жизнями во имя Отечества, во имя свободы.
В батальон добровольно записывались прежде всего женщины-военнослужащие из фронтовых частей, а также женщины из гражданского общества – дворянки, курсистки, учительницы, работницы, солдатки, казачки, крестьянки, прислуга. Адъютантом Бочкарёвой служила Мария Скрыдлова – дочь адмирала Н.И. Скрыдлова. Национальный состав тоже был разным: преимущественно русские, но также эстонки, латышки, еврейки, даже одна англичанка.
Нельзя согласиться с критикой фильма в том смысле, что патриотическая тема тут подана в лоб. Да, фильм этот – о высоком долге самопожертвования ради Отчизны, гибели «за други своя», однако он вполне внятно и страшно показывает также неуместность ратного труда для женщины, особенно молодой, по естеству своему призванной в мир для другого предназначения.
История гласит, что в конце июня 1917-го женский «батальон смерти» в составе двухсот человек прибыл в действующую армию под Сморгонь (ныне территория Белоруссии) и уже через неделю вступил в бой. Несколько раз – поднимался в контратаки, вёл себя в бою геройски, всё время в передовой линии, нёс службу по-мужски.
Сразу скажем, батальон потерял убитыми около трёх десятков человек, более сотни получили ранения, был расформирован в конце ноября того же года – уже Советской властью.
Известная актриса Мария Аронова свою героическую соименницу, командира женского батальона Марию Бочкарёву, сыграла превосходно, дав широкий спектр переживаний, от начальственно-воинственного, кулачно-жёсткого, до трогательного, матерински-наставнического…
Один из зрителей пишет в комментариях: «Очень важно, что героиня получилась не каменным “мужебабом”, а сильной женщиной, которая не лишена чувств. Этакая суперстрогая мама, которая воспитывает своих детей в справедливости, может их строго наказать и даже ударить, если надо, но всегда горда за достижения своих детей и никогда не даст их в обиду».
…Считается, что Мария Леонтьевна Бочкарёва (урождённая Фролкова; июль 1889, село Никольское, Новгородская губерния) погибла 16 мая 1920 года в Красноярске. Однако в заключении прокуратуры России о реабилитации Бочкарёвой 1992 года сказано, что свидетельств её расстрела не имеется. Некоторые историки, в частности, биограф Бочкарёвой кандидат исторических наук С.В. Дроков убеждены, что она не была расстреляна: из красноярских застенков её вызволил Исаак Дон Левин, вместе с ним она отправилась в Харбин, где встретилась с однополчанином-вдовцом, ставшим её супругом. Сменив фамилию, Бочкарёва якобы до 1927 год проживала на КВЖД, пока не разделила участь русских семей, насильственно депортированных в советскую Россию. Очень любила сыновей мужа, погибших в годы Великой Отечественной войны.
К недостаткам телевизионной версии отнесём некоторую клочковатость сюжета, видимо, связанную с нынешними технологическими противоречивыми особенностями построения телематериала на основе киноверсии. Не то чтобы телеверсия так уж «распадается на куски», однако порой она производит впечатление механического соединения частей.
Кого-то раздражили детали – парадные, а не полевые картузы на девушках-фронтовичках. Кому-то показалась не очень внятно показанной личная мотивация действий молодых женщин разных сословий, вступающих в батальон. Кто-то не поверил, мол, спорен, банален и неправдоподобен финал фильма, где разложившаяся, разагитированная большевиками «солдатня» прозревает и, по сути, преображается. Однако в финале действие подано метафорически, фактически речь идёт о чуде, ведь пафосному подъёму в атаку солдат-мужчин предшествует горячая молитва русских солдат-женщин, попавших в безысходное, казалось бы, положение. В фильме мы видим «русское молитвенное чудо», и понятно, что не все зрители смогли принять такой художественный ход.
И хотя нам, к сожалению, не рассказывают историю судьбы поручика М.Бочкарёвой – почему она командует женским батальоном, в коем ей подчиняются также несколько чинов мужского пола, за что же героиня получила свои награды – Георгиевский крест и медали, и, хотя остаются недопроявленными судьбы других главных героинь, тем не менее в картине имеется главное – острая лирическая нота.
Композитор Юрий Потеенко в музыкальной «подложке» к фильму постарался отразить и личностное, и общественное звучание времени, начала ХХ века, условно говоря, русского лирично-патриотического вальса, а также агапкинского марша «Прощание славянки», погрузил зрителя и в малоизвестные нам, сегодняшним, строевые песни Первой мировой, а также фольклорные сочинения, включая частушки. Основной музыкальный материал картины озвучен симфоническим оркестром.
А вот мнение молодого блогера Александра Учакина: «Меня потряс безграничный героизм и любовь к родной земле этих русских воительниц, чьим природным предназначением было создание семьи и рождение детей, а они шли в штыковую атаку и гибли в расцвете жизни. На фоне таких ярких, колоритных героинь, которых талантливо создали Мария Аронова, Янина Малинчик, Валерия Шкирандо, Ирина Рахманова, в особом ряду стоит образ графини Натальи Татищевой, который создала Мария Кожевникова. Актриса смогла передать, что за всей нежностью и благородством натуры этой прелестной молодой женщины стоит настоящая патриотка, способная вынести все тяготы войны, обладающая крепкой силой воли и врождённым чувством справедливости.
Именно героиня Марии явилась тем символом великого женского предназначения – стать источником рождения будущей жизни, за которую идут на войну её боевые подруги. Честь и хвала женщинам-героям России, которые во все времена наравне с мужчинами стояли насмерть за милую Отчизну, за отчий дом!»
Одни зрители, как водится, пожаловались на то, что «плохо показаны батальные сцены». Им следует напомнить слова поэта Михаила Кульчицкого, погибшего в начале 1942-го под Сталинградом: «А всё ж, война – не фейерверк, а просто трудная работа…» Другие, напротив, сетуют на то, что «в фильме есть очень сильные сцены, жестокие и реалистичные. Вот в том-то и дело, что очень много крови, практически мясорубка, а вот раньше режиссёры умели снимать так, что действительно вышибали слезу, причём без всяких спецэффектов и кровавых рек». Всем не угодишь, а режиссёр руководствуется своим видением и своими задачами.
Кому-то хватило и хватит одноразового просмотра этого фильма, кто-то будет смотреть ещё не раз, как пересматривал «Брестскую крепость», но наш вывод таков: посмотреть этот фильм русскому человеку – надо.
Станислав Александрович
МИНАКОВ