Ирина Свистунова - Русский святой в Каппадокии




9 июня – день памяти св. прав. Иоанна Русского
 

Жители Ургюпа почитали Иоанна уже при жизни, а после его смерти почитание только усилилось. Этому способствовали исцеления от различных болезней, совершавшиеся на его могиле

В центральной Турции на территории легендарной области с красивым названием Каппадокия расположен небольшой городок, который сегодня носит название Ургюп. В XVIII столетии этот город (местные греки называли его Прокопион) стал местом подвигов русского святого – Иоанна, который попал сюда поневоле после Прутского похода Петра I (1711 год), но добровольно прославил здесь своё Отечество среди иноземных народов.

Прутский поход оказался самым неудачным событием русско-турецкой войны 1710–1713 годов. Царь Пётр лично отправился вместе с армией в Молдавию, но на реке Прут попал в окружение и с трудом избежал пленения. Вассалы и боевые союзники турок – крымские татары – захватили в плен немало русских солдат, которых потом продали в рабство в Турцию. Солдат петровской армии Иоанн также попал в плен и прожил на чужбине почти двадцать лет – до самой своей кончины. Известно, что Иоанн родился около 1690 года в Малороссии, и ко времени Прутского похода и внезапной перемены своей судьбы он был ещё совсем молодым человеком. Но, несмотря на это, оказался полностью готов к выпавшим на его долю испытаниям.

На невольничьем рынке в Стамбуле Иоанна купил один турецкий военачальник, родиной которого была Каппадокия. Житие Иоанна не сохранило имени этого турка, но называет его Ага (османский титул военачальника). Турок, очевидно, завершивший военную службу после войны с Россией, вернулся в своё село Ургюп и привёз с собой нового раба. Так Иоанн и оказался в Каппадокии.

Это была необыкновенная местность, совсем непохожая на пейзажи Малороссии. Каппадокия отличается уникальной природной особенностью – она покрыта вулканическими отложениями, которые придают ей неповторимый облик. Миллионы лет назад извержения трёх вулканов оставили здесь слои лавы и пепла, из которых со временем образовался туф – мягкий камень, довольно легко поддающийся обработке. Под воздействием ветра, дождя и снега (который может выпадать в этих местах зимой) туфовые отложения приняли причудливые формы песчаных барханов, маленьких башенок и замысловатых фигур.

Название «Каппадокия» – персидского происхождения и переводится как «страна прекрасных лошадей». Вот и русскому пленнику Иоанну пришлось провести большую часть своей жизни в Каппадокии на конюшне своего хозяина, ухаживая за его лошадьми. Дом Аги стоял на одной из многочисленных каппадокийских скал из вулканического туфа. Помещения его нижнего этажа, которые использовались в качестве конюшни, были высечены прямо в скале.

Изначально Иоанна использовали на самых тяжёлых и грязных работах и обращались с ним очень плохо и даже жестоко. Причиной этого был отказ молодого русского пленника отречься от христианства и принять ислам, как поступали многие другие рабы, стремясь облегчить свою долю. Но Иоанн, отличавшийся трудолюбием и кротостью, проявил удивительное мужество и стойкость в вопросах веры. Житие передаёт, что Иоанна подвергали мучениям, издевательствам, побоям, закапывали его в навоз и даже сожгли ему волосы и кожу на голове. Однако молодой человек оставался непреклонен.

Постепенно Ага переменил своё отношение к русскому рабу, почувствовав уважение к человеку, который сохраняет верность вере своих отцов. Он перестал мучить Иоанна и перевёл его на более ответственную работу, поручив ему свою конюшню. Иоанн ухаживал за лошадьми, здесь же на конюшне он и спал в небольшом закутке.
 

В христианскую эпоху в Каппадокии было создано огромное количество небольших скальных церквей с высеченными из туфа алтарями и алтарными преградами. Их стены покрывали росписями – сначала совсем простыми, а позднее – настоящими византийскими фресками, которые до сих пор сохранились в некоторых местах. В то время Каппадокия стала местом подвигов многих христианских подвижников, искавших отшельнической жизни и находивших себе какую-нибудь пещеру в уединённом уголке этого региона. Но в Каппадокии жили не только отшельники. Здесь возникали целые пещерные монастыри.

Отдельную страницу в истории Каппадокии представляют собой подземные города. Когда-то давно жители этих мест начали «уходить под землю» в периоды вражеских нашествий. Со временем глубина и площадь укрытий всё расширялись, образовав настоящие «многоэтажные дома», местами уходящие под землю на 85 метров.

Последними, кто скрывался здесь во время нашествий и внёс большой вклад в развитие системы подземных городов, стали каппадокийские христиане. Начиная с VII века сюда стали доходить волны арабских набегов, и местным христианам потребовались убежища, способные вместить в себя всех жителей деревни. Они скрывались здесь вместе со своим домашним скотом, для которого были устроены специальные помещения на верхних этажах подземных городов. Уникальными памятниками «христианского прошлого» подземных городов Каппадокии являются подземные церкви крестообразной формы с высеченными из камня алтарями и изображениями крестов на стенах. Не вызывает сомнения, что местность, в которой совершал свои подвиги Иоанн, несла в себе особый дух необычной жизни каппадокийских христиан прошлых веков.

Иоанн вёл подвижническую жизнь в своей конюшне, напоминавшей пещеру. Днём работал, по ночам молился, отдавал еду бедным, спал на соломе, а когда полюбивший его с годами Ага стал предлагать ему переселиться в дом и заняться более лёгкой работой или же вовсе жить на покое, Иоанн отказался и так до конца своих дней продолжал вести аскетический образ жизни. Расположению Аги способствовал не только добрый нрав Иоанна, но и то, что во всех делах турка воцарилось благополучие, которое он связывал с пребыванием в его доме необычного человека.

Постепенно слухи об Иоанне и его жизни распространились по деревне и в окрестностях. К нему начали приходить люди, прося совета и молитв, и получали от него помощь, почитая его за праведника. В то время в Каппадокии ещё жило много православных греков, были действующие храмы. Известно, что Иоанн любил посещать вырубленную в конусообразной каппадокийской скале церковь святого Георгия. Он часто молился на её паперти по ночам, а приходя на службу, причащался там Христовых Таин. Впоследствии именно эта церковь и стала местом упокоения Иоанна.

Житие повествует об одном из совершённых Иоанном чудес, участниками которого стали турки-мусульмане – Ага и его жена. С годами Ага разбогател и отправился на хадж в Мекку. В его отсутствие в доме собрались гости, которых хозяйка угощала пловом. Скорбя об отсутствии мужа, она выразила вслух желание накормить его вкусным пловом. Услышавший это Иоанн вызвался отправить плов хозяину. Решив, что это шутка, хозяйка всё же дала ему блюдо с горячим пловом. Однако вернувшийся из Мекки Ага привёз с собой это медное блюдо, на котором было выгравировано его имя, и с удивлением рассказал о том, как, вернувшись после молитвы в гостиницу для паломников, обнаружил в своей запертой комнате домашнее блюдо с дымящимся пловом.

Иоанн прожил не очень долгую жизнь. Он скончался 27 мая (по новому стилю – 9 июня) 1730 года, когда ему было около сорока лет. Его похоронили возле скальной церкви святого Георгия, которую он посещал. Жители Ургюпа почитали Иоанна уже при жизни, а после его смерти почитание только усилилось. Этому способствовали исцеления от различных болезней, совершавшиеся на его могиле.

Три с половиной года спустя Иоанн явился во сне одному священнику и сказал, что его тело остаётся полностью нетленным. Христиане Ургюпа решились открыть его могилу и, действительно, обрели его тело совершенно целым, как будто святой просто уснул. Святые мощи Иоанна перенесли в церковь св. Георгия.

Каппадокийские греки очень почитали святого, которого они называли Иоанном Русским. Под этим именем он стал известен и туркам. В 1923 году Турция и Греция договорились об обмене населением, в результате которого каппадокийские греки были переселены в Грецию. Покидая Каппадокию, они забрали с собой мощи св. Иоанна, которые теперь покоятся в городе Новый Прокопион на острове Эвбея. Многочисленные чудеса, которые и в наши дни происходят от нетленных мощей св. Иоанна Русского, сделали его одним из самых известных и любимых в Греции святых
.
Но и в Ургюпе память об Иоанне не исчезла. Дом Аги, в подвале которого провёл свою жизнь русский пленник, и скальная церковь святого Георгия, где он был погребён, сохранились до наших дней. История святого Иоанна Русского стала частью многовековой истории полной загадок Каппадокии.

Ирина Александровна Свистунова