Архив:
21 мая – память апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Каждый раз в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы слышим Евангелие о любви и благодати. Имя его в переводе означает «благодать». А Церковь называет его апостолом любви.
Это Евангелие начинается троекратным вопрошанием Господа апостола Петра: «Любишь ли Меня?» Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа и трижды должен быть восстановлен в своём апостольском достоинстве. Как же он мог отречься от своего Господа, когда не плоть и кровь ему открыли, что это Сын Божий, а Отец, Который на небесах? Как же он мог отречься после своего уверения: «Если и все отрекутся, если все предадут Тебя, Господи, – я никогда не отрекусь от Тебя. Я знаю, Кто Ты, я знаю, какова любовь Твоя ко мне. Я готов пойти за Тебя и в темницу, и на смерть. Пусть весь мир отречётся от Тебя, я буду верен Тебе».
Каждый христианин, который узнал, что такое благодать Божия, что такое любовь Христова, утешается этой любовью и уверен, что он всегда будет с Господом, что его не прельстит уже ничто на свете, ничто не обманет и не испугает. Его душа восклицает, как апостол Пётр: «Если все отрекутся от Тебя, Господи, и все Тебя предадут, я всегда буду Тебе верна». И вот Господь любовью Своею показывает, как велика Его любовь и как ещё мала наша любовь, которую мы к Нему имеем. И хотя Он утешает нас Своею благодатью и в Пасху, и в другие какие-то особые для нас дни, Он знает, Сердцеведец Господь, что мы ещё не стоим так в истине и любви, чтобы всегда быть Ему верными; что мы отречёмся от Него и предадим Его – если не исповеданием, то грехом, который всегда есть предательство Господа и отречение от Него.
Но любовь Христова такова, что Он спешит именно к такому человеку, душа которого пребывает во тьме и отчаянии. И вопрошает его: «Любишь ли Меня паче сих?» Не забыл ли ты ту любовь, когда говорил, что ты вернее, чем все остальные люди? И душа не может забыть этой любви никогда. Она говорит: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Но Господь спрашивает снова, потому что Он знает, что жизнь имеет большую глубину. И есть такие глубины, которые открывают состояние нашей души всё больше и больше, пока мы не дойдём до конца, как говорит апостол Иоанн Богослов. Как Христос возлюбил нас до конца – до смерти, и смерти крестной. И пока это приобщение Его не будет жизнью и смертью нашей до конца.
И тогда Господь говорит нам, что означает такая любовь. Если мы действительно любим Господа, если мы раскаялись в предательстве Его, если любовь наша трижды истинна, – то это означает крест, который Господь нам даёт, это означает страдание за Христа. Подобно Петру, человек пойдёт туда, куда он не хочет – куда не хочет идти его бренное естество, – но куда ведёт Господь, «препоясующий его силою». Подобно Петру, он будет счастлив принять смерть за Христа. И зная свой грех, скажет: «Я недостоин, чтобы меня распяли, как Его». Апостол Пётр просил, чтобы его распяли вниз головой, потому что н недостоин быть распятым так, как был распят Христос.
Предательство Христа продолжается и сейчас. Не только во внешнем мире, отступившем от Христа, но и в самой Церкви. Ещё не пришло время таких огненных испытаний, какие были посланы на нашу Церковь в недавние годы, но вследствие умножения в мире греха оно приближается. Тогда большинство отреклись от Христа. Устоим ли мы в вере? В этом мире, говорит Господь, за умножение беззакония, где оно становится нормой жизни людей, охладевает любовь. И в то же время Он говорит, что, где умножается грех, там умножается благодать для тех, кто верен Ему. Для тех, кто, может быть, отступит от Него, но снова и снова, как Пётр, скажет: «Господи, Ты всё знаешь, Ты видишь самую последнюю глубину моего сердца, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Этим людям даётся особая любовь и особая благодать.
Господь даёт особую благодать и особую любовь верным Ему людям. Даст и особые скорби, которых никому не избежать. Не так давно наша Церковь прошла через великие скорби, не сравнимые ни с чем во всей её истории, и явила святость, равной которой ещё не было. Сейчас она вступает в новые испытания, где любовь Христова, Его благодать утешает верных. И Сам Господь спрашивает всех, кто способен открыть Евангелие, услышать его и ещё ближе стать ко Христу, – единственный вопрос, который Он задаёт нам всегда, особенно во времена испытания верности Ему: «Любишь ли Меня?»
Протоиерей Александр Шаргунов