Архив:
Паломничество в Белобережскую пустынь
В начале прошлого века одним из известнейших монастырей в России была Белобережская пустынь. Ансамбль монастыря составляли тридцать великолепных здания, включая девять храмов. Пустынь ежегодно посещали тысячи паломников. Здесь, на русской земле, возродилось древнее духовное делание, так называемое старчество, которое затем с особой силой расцвело в Оптиной пустыни и стало нормой жизни нашей Церкви. Один из настоятелей Белобережской пустыни – иеромонах Леонид, в схиме Лев, стал впоследствии знаменитым Оптинским старцем. В послереволюционное время пустынь была закрыта и почти полностью разрушена. В 2004 году территория бывшей пустыни передана Русской Православной Церкви, и монастырь начал возрождаться. Обитель находится в 15 км от Брянска в посёлке Белобережский санаторий.
– Отец Глеб, расскажите, пожалуйста, об истории монастыря.
– Белобережская пустынь была основана при Петре Первом. Наибольший расцвет обители связан с именем архимандрита Моисея. Он начальствовал с 1824 по 1848 годы. Этот период считается золотым веком в истории обители. Был обновлён главный собор, построены каменная ограда, трапезная для паломников. Настоятеля любили и уважали за его духовную жизнь и умелое руководство. Белобережская пустынь была одна из самых посещаемых обителей России. На великие и приходские праздники сюда приезжало до 8000 паломников, особенно в дни почитания Иоанна Крестителя, на Троицын день и на празднование в честь иконы Божией Матери «Троеручица».
– Один из главных престольных праздников обители посвящён именно иконе Божией Матери «Троеручица». С чем это связано?
– По преданию, эта икона была принесена в обитель самим её основателем схимонахом Симеоном в 1721 году и пребывала здесь до закрытия монастыря в послереволюционное время. Её пожертвовали из Москвы. Прославилась многими чудотворениями и исцелениями. С верой попросить помощи и поклониться этому святому образу приходили и приезжали многочисленные паломники из различных градов и весей со всей России. В честь Троеручицы был назван самый большой собор, который имел два этажа и вмещал до восьми тысяч человек. Судьба иконы неизвестна. Считается, что она утрачена. В обители в настоящее время имеется список иконы «Троеручица», который написан в Оптиной пустыни и по благословению передан сюда в 2004 году, когда территорию монастыря вернули Церкви, и здесь возобновилась монашеская жизнь.
Когда монастырь передали Церкви, встал самый важный вопрос – о храме. Пустынь не имела храма. Все старинные постройки были либо разрушены, либо перестроены новыми властями для светских нужд. Из девяти храмов, бывших в обители до её закрытия, не осталось ни одного. От прежней пустыни сохранился только остаток стены с башней. Поэтому основной задачей стало возведение нового храма. По благословению митрополита Брянского и Севского Александра в 2013 году был заложен храм в честь Иоанна Крестителя. И вот уже два года идёт строительство.
– В чём вы видите главную роль монастырей в наше время?
– Может быть, сказано пафосно, но действительно цель монашеской жизни – приблизиться к Богу, обрести богоподобие. Такая же цель должна быть и у любого христианина. Нередко в монастыри приходят, чтобы просто найти себя в жизни, не в смысле стать монахами или священнослужителями, а через исполнение заповедей Божьих, постижение христианской веры обрести свой путь, понять своё назначение, призвание. Некоторым людям монастыри помогают встать на путь покаяния, исправления, очищения души. Часто приходят сюда, чтобы избавиться от каких-то греховных привычек, избежать соблазнов, которые в миру проявляются больше, чем в обителях. Однако и находясь в монастыре, человек тоже пребывает в обществе людей, у которых всегда имеются какие-то недостатки, несоответствия, поэтому и здесь жизнь не бывает безоблачной.
Монастыри сейчас переживают сложное время становления. Порой случаются серьёзные искушения по причине какой-нибудь обычной человеческой слабости. Люди есть люди, пусть даже и облачённые в монашеское одеяние. Жизнь, и особенно духовная, – это непрестанная борьба, совершенствование, уклонение от зла, страстей, пороков. Только пройдя всё это, человек обретает спасительное смирение, послушание, терпение.
Беседовал
Владимир Борисович Панков