Протоиерей Александр Шаргунов - Глубина любви должна быть испытана



24 апреля – Вход Господень в Иерусалим

 


Ныне пришло наше  время кричать вместе с народными толпами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Наступил наш черёд сопутствовать Царю славы. Даже если мы идём со Христом на смерть, этот вход Его в Иерусалим возвещает победу над грехом и смертью.

Если мы следуем за Христом, то это потому, что исповедуем нашу веру в Того, Кто державный Начальник жизни, в Нём – наша надежда. Ибо мы тоже устремлены к вышнему Иерусалиму. И это Вербное воскресенье напоминает нам о нашем призвании к святости. Быть святым – значит следовать за Христом по Его дороге.

Задумаемся сегодня, почему любовь, которой был окружён Спаситель в этот день, оказалась такой непрочной. Мы понимаем, народ увидел себя обманутым в своих ожиданиях. Но как случилось, что и ученики разбежались? Что значит это? Нет ли нас среди этой толпы и среди этих учеников?

Человек так устроен, что не может сразу идти до конца в своей любви. Первые шаги его всегда не очень надёжны. «Да», говорит он, и тут же добавляет «но». «Да, я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл», но «прежде позволь мне проститься с домашними моими» (Лк. 9, 61). И Господь Сердцеведец знает, что происходит с нами. «Да, ты можешь идти за Мною», – говорит Он. Но знаешь ли ты, что тебя ждёт? То, что Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить (Лк. 9, 58).

Отпавший от Бога человек легко воспламеняется желанием следовать за Господом, но его порыв может быстро погаснуть от первого препятствия. Означает ли это, что это движение его не было подлинным? Разумеется, нет, но оно было только первым. И глубина любви должна быть испытана.

Любовь Христова превосходит всякую другую любовь. Никто не может придти ко Мне, – говорит Он, – если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44). Жестоко слово сие! Однако это слово устраняет безчисленные побуждения, даже самые благородные и достойные, которые могут подвигнуть нас следовать за Христом. Потому что речь идёт о желании войти с Господом в Его Царство. Это могут быть побуждения того же порядка, по которым столько людей самоотверженно посвящают себя служению благородному идеалу, но в чисто земном плане. Их усилия имеют значение, но только временное.

Всё становится совершенно иным, когда Отец Небесный привлечёт идти несравненно дальше. Но это прикосновение Отца, так же, как подлинный зов Спасителя, подвергается испытаниям. И они неотделимы, по слову Самого Христа, от Его зова: Кто хочет быть Моим учеником, пусть возьмет свой крест и следует за Мною (Мф. 16, 24). Об этом взятии своего креста воспеваем мы в сегодняшнем празднике. И ещё: Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие (Деян. 14, 31).

Господь не ставит под сомнение искренность нашей доброй воли. Но Он хочет, чтобы мы могли однажды узнать глубиною своего сердца, что наш вход в Царство совершается только Им. Удостоверение в этом – дар благодати, не зависит от нас. От нас зависит наш труд, покаяние и терпение, постоянная устремлённость к истине и правде. И это требует времени. Пока мы не будем совершенно побеждены кроткой любовью Отца Небесного, Который Духом Своим Святым влечёт нас следовать за Христом.

Самого великого нашего порыва самоотверженности никогда не достаточно. Чем пламеннее он будет, тем легче мы будем обманывать себя, что то, что мы делаем сейчас, более чем достаточно, что для нас нет невозможного. В том-то и дело, что для Бога всё возможно – но при условии, что это действует Он, Господь всяческих, Его благодать, а не мы с нашими собственными самонадеянными усилиями.

Этот наш самообман не продлится всегда. Бог, не перестающий нас звать, потому что Он любит нас, не позволит этого. Конечно, противо-
стояние может быть жестоким. Бог ведёт это сражение любви. Несравненно лучше нас Он знает крепости, которые мы строим, защищаясь от Его любви, и то, как они должны одна за другой пасть.

Так было с патриархом Иаковом, который боролся с Богом и победил, побеждённый любовью Его (Быт. 32, 24–29). Так было с Савлом – апостолом Павлом, горящим ревностью по правде Божией, которому Бог сказал: «Савле, Савле, что ты гонишь Меня» и «трудно тебе идти против рожна» – против любви Креста (Деян. 9, 4–5). Так было с царём-мучеником Николаем. Так было со всеми апостолами. Так было со всеми святыми. Так будет со всеми, кто испробует всё, пытаясь избегнуть Христовой любви. Ничего не достигнув, он будет готов в отчаянии бросить всё. Но внезапно поймёт, что существует только эта любовь, только возможность сказать, предавая себя навеки ей: Господи, куда нам идти, Ты Один имеешь глаголы жизни вечной (Ин. 6, 69).

Когда Господь вошёл в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: «Кто Сей?» Как мы, приветствующие сегодня Господа, ответим вопрошающим нас: «Кто Он?» Поистине, Он – Мессия, Христос, Спаситель всех. И следовать за Христом – значит свидетельствовать об этом нашей жизнью. Недостаточно кричать: «Осанна!», надо становиться всё больше и больше учеником Его.

Протоиерей
Александр Шаргунов