Архив:
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
В Благовещении мы видим прежде всего предельное и окончательное явление Божией любви к человеку и одновременно предельное и окончательное уважение к свободе творения. Подобно тому, как в раю от ответа искусителю первых людей, Адама и Евы, зависела вся судьба человечества, так и от того, что ответит Пресвятая Дева Мария на благовестие Ангела, зависит судьба всех людей.
Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошёл к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы (Ис. 7, 14). В Её мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь «призрел на смирение Рабы Своея». Её дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошёл к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. Ни к кому во всём роде человеческом не могло быть обращено такое приветствие, потому что никто во всём роде человеческом никогда не мог дать тот ответ, какой дала Пресвятая Дева Мария.
В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при Храме, Она постоянно имела ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своём Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Её мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Неё Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 10).
«Как будет это, когда Я мужа не знаю?» В этом вопрошании Пресвятой Девы Марии – естественное изумление человеческого естества перед тайной, превосходящей всякое разумение, и ангельское, и человеческое – даже для Той, Которая избрана исполнить эту тайну. Незыблемым законом для Пресвятой Девы Марии является Её Приснодевство, Она не может отступить от него. И неотъемлемым законом естества является также естественное, небессеменное, небезмужное рождение. Как может такое быть? Здесь не маловерие, не отрицание, а недоумение самой человеческой природы, которая не может разуметь сверхчеловеческое Божественное зачатие.
Она получает от Бога через Ангела прямой и ясный ответ, в котором раскрывается тайна Боговоплощения и тайна Пресвятой Троицы: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя». В этих словах говорится о тайне Отца, превечно рождающего Сына и изводящего Духа. Дух Святой сойдёт на Пресвятую Деву Марию, и от Неё родится Сын Божий.
От Бога была дана благая весть о человеке. Бог открывает тайну спасения человечества, и в подтверждение своих слов Архангел говорит, что невозможное человекам возможно Богу. Всё совершено от Бога, всё открыто Богом о нашем спасении, и сейчас дело за человеком. Потому что свобода человеческая – даже там, где есть благодать самой Преблагословенной из всех людей – может быть искушаема сатаной. Даже Сам Господь ради нас подвергся этому искушению. Прежде всего, это искушение самой человеческой природы – от её ограниченности и немощи до её тщеславия, самообольщения и гордости. Искушение маловерием, потому что усомниться хоть каким-то малым внутренним колебанием – значит не принять благовестие от Бога. И Благовещение не совершится. Или искушение гордостью. Если бы на одно мгновение Она залюбовалась в Себе этим даром Божиим, благая весть не была бы принята, Благовещение не совершилось бы. И, наконец, искушение немощи. Если бы в мыслях Своих Она хотя бы испугалась этого или пожелала бы воспользоваться преимуществами этого дара для Себя, то благая весть не была бы принята, и Благовещение не совершилось бы.
Ответ Пресвятой Девы Марии – то радостное, молитвенное созерцание христианской святости, судьбы каждого человека, в которое все мы призваны проникать. Пусть каждый человек, который обращается своим умом и сердцем ко Господу, всегда стоит перед этой тайной и с благодарностью исповедует радость сегодняшнего праздника. Благовещение совершилось. «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Этот ответ – самый краткий и верный, в котором нет ничего лишнего, не соответствующего полноте этого величайшего события. Ею, Пречистой Девой Марией, вместе с Ней произносит этот ответ вся радующаяся о Ней тварь, «ангельский собор и человеческий род».
Мир стал совершенно другим, чем он был прежде. Оттого что были сказаны эти слова, небо и земля, Божественное и человеческое, расстоящиеся естества соединились. Человек получил силу стать богом по благодати, потому что Бог соделался человеком. Творение человека и мира впервые внутренне вполне завершилось. Дух Святой, Который носился над водами при творении мира, низошёл вовнутрь тварного человеческого естества. И зачатие Сына Божия и Сына Человеческого совершилось.
«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление».
Протоиерей Александр
Шаргунов