Архив:
Митрополит Лимассольский Афанасий обратился с посланием к Священному Синоду Кипрской Церкви, в котором говорит о серьёзных пробелах в богословских и канонических вопросах в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» грядущего Всеправославного Собора, пишет Romfea.
«В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведёт к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», – говорится в послании.
В своём послании, выдержки из которого опубликовало греческое информационное агентство Romfea, выдающийся деятель Церкви напоминает: нет никакой необходимости восстанавливать христианское единство, поскольку оно не было утрачено, – просто некоторые христиане выбрали другой, отличный от подлинной православной истины путь.
«Нет церквей и конфессий, есть лишь те, кто отошли от Церкви, и их нужно называть еретиками и раскольниками», – пишет в своём Послании митрополит Афанасий, выражая своё удивление тем, что в проекте документа Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» игнорируются такие важные вопросы, отмечает издание.
Как каждый епископ, который имеет право высказать мнение о таком великом событии, как Всеправославный Собор, митрополит Афанасий пишет: «Так как, согласно “Регламенту организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви”, – а конкретно, в статье 12, пунктах 2 и 3, сообщается, что мы можем выразить нашу точку зрения сначала на своём Поместном Соборе, – то, по велению моей совести, смиренно вношу на рассмотрение Священного Синода нашей Поместной Церкви своё мнение и свои убеждения».
Митрополит Афанасий, рассуждая о проекте документа под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятом V Всеправославным Предсоборным Совещанием в Шамбези (10–17 октября 2015 года), сообщает следующее: «Абсолютно согласен с первыми тремя пунктами текста. Однако к пункту № 4 я делаю следующее замечание: я верю, что Православная Церковь, непрестанно молясь “о соединении всех”, имеет в виду возвращение и наше единство со всеми теми, кто отсёк себя и удалился от неё, – еретиков и раскольников, которые уходят из неё и возвращаются через покаяние», – пишет митрополит Афанасий.
Далее он продолжает: «Православная Церковь Христова никогда не разрушала “соединение веры и причастие Святого Духа” и не принимает теорию восстановления единства “верующих во Христа”, так как верит, что единство верующих во Христа уже существует в единстве всех крещёных её чад между собой и со Христом в нашей истинной вере, которой нет у еретиков и раскольников. И поэтому Церковь молится о покаянии и возвращении их в Православие».
«Я верю, что фраза, упоминаемая в пункте 5 о “восстановлении единства христиан”, является ошибкой, потому как Церковь как народ Божий, соединённый между собой и Главой Церкви, Который есть Христос, никогда не теряла единства с Ним и, следовательно, не имеет нужды вновь обретать или даже искать это единство, потому что оно всегда было, есть и будет, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала или не прекратит своего существования», – пишет владыка.
В то же время, добавляет митрополит Афанасий, что «если так случилось, что группы, или народы, или отдельные лица удалялись от тела Церковного, то Церковь молится и должна стараться миссионерским путём вернуть всех через покаяние в своё лоно, то есть в лоно Православной Церкви. Другими словами, не существует других Церквей, но существуют лишь ереси и расколы, если мы хотим быть точными в терминах».
В другом месте митрополит Афанасий пишет: «Я задаюсь вопросом: почему в тексте присутствует множество упоминаний “церквей” и “конфессий”? Какие различия имеют в виду авторы текста, называя одних церквями, других конфессиями? Что, какая-то ересь является церковью, а какая-то еретическая группа является конфессией?
Мы исповедуем одну Церковь, а всё остальное – это ереси и расколы. Полагаю, что приписывание названия "Церковь" еретическим или раскольническим сообществам является абсолютно неправильным и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна Церковь Христова, которая упоминается в пункте 1, и мы не можем называть еретические и раскольнические сообщества или группы Церковью.
В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведёт к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой, как отмечено в пункте 1, является наша Православная Церковь. Упоминание о "полном понимании предания древней Церкви" производит впечатление, что существует онтологическое различие между древней Церковью семи Вселенских Соборов и истинным её продолжением до сегодняшнего дня, которым является наша Православная Церковь. Мы верим, что не существует абсолютно никакой разницы между Церковью XXI века и Церковью I века», – также пишет митрополит Лимассольский.
Далее Преосвященнейший подчёркивает, что в пункте 12 создаётся впечатление, будто православные ищут восстановления единства в правой вере, что даёт повод для рассуждений о неприемлемой теории.
«В пункте 12 упоминается, что общей целью богословских диалогов является “окончательное восстановление единства в правой вере и любви”. Складывается впечатление, что и мы, православные, ищем восстановления нашего единства в правой вере и любви, словно мы потеряли истинную веру и пытаемся её найти посредством диалогов с иноверцами. Полагаю, что эта теория является богословски неприемлемой для всех нас», – подчёркивает митрополит Афанасий.
В другом месте иерарх выражает протест против документа, отмечая, что «упоминание в тексте о "Всемирном Совете Церквей" предоставляет мне удобный случай изложить моё несогласие с разными неканоническими событиями, которые там происходили. Однако я не согласен и с самим названием, потому что в нём Православная Церковь считается “одной из Церквей” или ветвью единой Церкви, которую усердно ищут на Всемирном Совете Церквей. Но для нас одной и единой является Церковь Христова, которую мы проповедуем в Символе веры. Одна Церковь, а не много».
«Я считаю, что сохранение истинной православной веры обеспечивается не только лишь “благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры”. Такое определение является преувеличением и удаляется от истины, потому что в церковной истории многие соборы преподавали и устанавливали ошибочные и еретические догматы, а верующий народ их отверг и сохранил православную веру, и одержало верх Православное Исповедание. Ни собор без верующего народа, наполняющего Церковь, ни народ без собора епископов не могут считать себя Телом Христовым и Церковью Христовой и выражать истинный опыт и учение Церкви».
Обращаясь к архиепископу Кипра и членам Священного Синода, митрополит Лимассольский отмечает: «В современных церковных текстах подобного рода непозволительно излагать резкие или оскорбительные выражения. Однако полагаю, что истина должна быть сформулирована чётко и ясно и, конечно, с пастырской деликатностью. Мы обязаны быть абсолютно искренними с нашими братьями, которые находятся в ересях и расколах, с любовью и болью молиться за них и делать всё возможное для их возвращения в Церковь Христову».
«Смиренно полагаю, что такие важнейшие и такие авторитетные тексты Святого и Великого Собора Православной Церкви должны быть сформулированы очень тщательно и со всей точностью богословия и канонического права, чтобы в них не было неясных или непризнанных богословских терминов и ошибочных формулировок, которые могут привести к неправильному пониманию и искажению подлинного исповедания Православной Церкви. Кроме всего прочего, чтобы Собор был авторитетным, нужно, чтобы он совсем не отличался от духа и учения предыдущих святых Соборов, учения святых отцов и Священного Писания, а также не имел никаких теней в точной формулировке истинной веры», – отмечает Преосвященнейший Афанасий.
В другом месте, обращаясь к авторитету святых отцов, митрополит Афанасий задаётся вопросом: «Когда святые наши отцы и где в текстах священных канонов и определений Вселенских или Поместных Святых Соборов называли еретические или раскольнические сообщества Церквями? Если ереси являются Церквями, то где же тогда Единая Церковь Христа и святых апостолов?»
Также митрополит Лимассольский выразил решительный протест против системы голосования на Соборе, отметив, что все те, кто участвуют в Соборе, но не имеют права голоса, являются безполезными.
«Смиренно выражаю своё несогласие с тем фактом, что отменяется практика всех святых Соборов, как Поместных, так и Вселенских, где каждый епископ имеет свой собственный голос. Никогда не было такой схемы, где одна Поместная Церковь – один голос, тогда как члены Святого и Великого Собора, за исключением Предстоятелей Поместных Церквей, являются безполезными элементами с отнятым у них правом голоса», – рассуждает митрополит Афанасий.
В конце своего послания иерарх Кипрской Церкви пишет: «Не хочу огорчить кого-либо тем, что написал, и не хочу думать, что учу или сужу моих братьев и отцов во Христе. Я просто чувствую, что должен выразить то, к чему понуждает меня моя совесть».
г. Лимассол, Кипр
Перевёл с греческого
Даниил Солошенко