Архив:
Великий пост – время долгого восхождения народа Божия к Пасхе. Два момента истории народа Божия, прочитанные в свете Воскресения, дают нам предузнать смысл Великого поста: исход и изгнание. Мы говорим об исходе Церкви, потому что возвращение из плена пророки представляют как новый исход.
Исход – время восхождения к Завету, шествия Бога со Своим народом, время откровения, очищения, испытания и сражения, время верности Бога людям среди неверности людей. Благодаря изгнанию этот народ наконец осознаёт себя грешным, он понимает, что забыл своего Бога, он вопиет к Богу о верности и милости, он подвергает испытанию любовь своего Спасителя, которая сильнее греха. Бог верен всегда, и не существует изгнания без возвращения, но только обнищав и осознав свою нищету, соглашается человек возвратиться.
Христос открывает в Себе смысл Великого поста Своей Церкви: Он – наш переход и наше возвращение, Он – наша жертвенная Пасха. Люди пленены, содержатся в рабстве, удерживаются под властью сатаны. Но вот является Христос, Превечное Слово Божие. Вот Слуга, движимый Духом Святым, идёт сразиться с сатаной в пустыне, чтобы познать всё, что есть в человеке, чтобы познать искушение человека и сокрушить его. С отца лжи сорвана маска Тем, Кто истинен, «отец богатых и славных» поставлен перед лицом нищеты Бога Живого. Искуситель мира прежде всего искушает Того, Кто исполнен благодати и истины. «Князь мира сего», рождающий страх, отчаяние, ненависть, поражён Князем мира, всякий ум превосходящего, – Тем, от Кого исходит совершенная любовь, в которой нет страха.
Сражение, начатое с начала творения, достигает решающего противостояния. Сатана вступает со всем своим воинством и всеми своими миражами, которые нисколько не изменились с тех пор, как он вошёл в мир. Это ещё не сражение, но первая проба оружия. Сатана лжёт, и Превечное Слово Божие Своей правдой приводит его в смятение. Лукавый не может овладеть Господом, он безсилен против «меча Духа». Его ложь не может противостоять Слову Божию, действенному и более острому, чем меч обоюдоострый, и сатана отходит от Него «до времени».
Это время – час Господень. Он пришёл от Бога, и к Богу идёт со множеством верных Ему, и этот переход, эта Пасха – также вырывание жала смерти, сражение, борьба между тьмой и светом. Крест, открывающий путь Исхода и возвращения из плена, – великое сражение Господа. Это новое событие, потому что оно уготовляет приход любви в пленённый диаволом рабский мир. Господь идёт впереди Своей смерти – инициатива принадлежит Ему. И эта любовь Бога, ставшего плотью, этот незаслуженный дар делает Его смерть плодоносной.
Как Господь был возведён в пустыню, так ведом Он к смерти: дыхание Отчее ведёт Его во все наши пустыни, в глубину всех наших рабств и всех наших изгнаний. Он любит нас до конца, и Его Крестная любовь обнимает всех. Господь идёт навстречу смерти. Он идёт, чтобы войти в крепость диавола – в центр человекоубийства и лжи. Он, Который жизнь и истина!
Он – Странник, «не имеющий, где главу приклонить», – идёт, движимый Духом, чтобы встретить всех грешников и мытарей. Он знает, что в сердце человека, Он проникает в сердце человека и берёт на Себя ответственность за всю его судьбу. Он идёт навстречу всем униженным и отверженным всех времён, навстречу всем пленённым и всем плачущим. Он испиет чашу, уготованную Ему, – чашу, наполненную неверностью и подозрительностью толп, предательством Его друзей, трусостью и страхом, вероломством и ложью мира. Его Страдание – это Его сострадание к нам.
Он становится всем, что есть человек. Он сходит в глубины человеческие. Пётр, Иуда, Пилат, всё человечество представлено здесь. Господь принимает всё, Он подставляет Свою спину, Своё лицо, Своё сердце всякого рода смерти. Бог приобщается в Своей плоти нашей безплодности, нашему одиночеству, нашей смерти. Когда Пилат ставит Его перед толпой, одетого по-шутовски, как царь на параде, и увенчанного тернием, Он поистине облачён в тщетную славу людей и всего творения, подчинённого смерти. Пилат говорит им: «Се, Человек». Поистине, вот человек, которым мы являемся, человек, не имеющий ни вида, ни доброты. Однако это начало нашего прославления. Всё воспринято Им, всё проникнуто Им. Мы включены в любовь. Его сражение становится нашим сражением. Христос распят, грех пригвождён ко Кресту. Смертью Своею Он победил смерть.
Христос – наш мир, Его победа нам принадлежит: в Нём мы умрём, и в Нём мы воскреснем, мы – Его, и Он – наш. Мир Христов проникает в наши смертельные разрывы и наши малейшие пустоты. Его присутствие заполняет наше одиночество, Его свет изгоняет нашу тьму.
Вот время Великого поста, время благоприятное, время благорасположения Отца и Духа, время просвещения и покаяния, время алкания и жажды, стенания и сердечного плача, время восхождения и сражения, время, когда «Царство Божие берётся силой», время обретения и обновления обручения с Господом. Господь вводит нас в пустыню сорокадневного странствования, которое процветёт Его и нашей Пасхой.
Протоиерей Александр Шаргунов