Анна Минакова - Обаяние доброты


8 марта 1906 года, 110 лет назад,  родился Александр Артурович Роу
 


В истории кинематографа не так уж много «убеждённых» сказочников. Один из них – отечественный режиссёр Александр Роу. Родившись в семье ирландца и гречанки, он смог полюбить и оживить русскую сказку для миллионов детей нескольких поколений, творчески освоив новый художественный язык ХХ века – сказочный кинематограф.

На протяжении нескольких десятилетий – с 1930-х по 1970-е – А. Роу как режиссёр и сценарист создал киновоплощения целого ряда запомнившихся сказок: «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога» и др. Роу экранизировал мистические произведения русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство Кривых Зеркал».

Родился Александр Роу 8 марта 1906 года в городе Юрьевец (ныне  Ивановская область). Как только началась Первая мировая война, его отец  вернулся домой, в Ирландию, оставив жену с ребёнком на произвол судьбы. Александру пришлось зарабатывать на жизнь с юных лет. И успевать учиться.

В пятнадцатилетнем возрасте Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». В 1930 году пришёл на киностудию «Межрабпомфильм», а в 1937 году снял свою первую киносказку «По щучьему велению».

Александр Роу был одним из первопроходцев киносказки, ему приходилось многое изобретать, фактически – формировать особенности жанра. Созданные им образы разновсяческой нечисти были настолько яркими и достоверными, что запоминались мгновенно и навсегда. Самым ярким воплотителем зла в фильмах А. Роу, безспорно, был Георгий Францевич Милляр, создавший колоритнейшие образы Бабы-яги, Кащея, Чёрта с Диканьки, Чуда-юда.

Роу столь любил Милляра, что подчас актёр исполнял по три роли в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-ягу. Роль Яги Милляр выпросил сам, использовав находчивые аргументы: «Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране?» Готовясь к роли Кащея, актёр сбрил волосы и брови. Фильм «Кащей Бессмертный», вышедший на экраны в 1944 году, произвёл «эффект разорвавшейся бомбы». Ведь Кащей ассоциировался у зрителя с реальным врагом и стал собирательным олицетворением немецко-фашистского захватчика.
 

Несмотря на огромную народную популярность фильмов Роу, отношения режиссёра с критиками и цензорами складывались непросто. Фильм «По щучьему велению» был признан чересчур легковесным, и режиссёру рекомендовали делать более патетичное кино. После выхода «Кащея Бессмертного» Роу не давали возможности снимать русскую сказку почти десять лет... Так и не был снят задуманный фильм «Царь Водокрут» по пьесе Евгения Шварца. А шедевр Роу «Огонь, вода и… медные трубы» был пущен для показа «третьим экраном».

От фильма к фильму у Роу совершенствовалась техническая сторона работы, усложнялись спецэффекты. Приходилось проявлять чудеса изобретательности в те времена, когда не было ещё компьютерной графики.  Известно, что для фильма «Василиса Прекрасная» загорские мастера изготовили макет Змея Горыныча длиной в одиннадцать метров и высотой в пять. Внутри него размещалось двадцать человек.

Вершиной сказочного творчества Роу признан фильм «Морозко». В 1965 году картина получила Гран-при на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, а в 1968 году художнику было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая роль Марфушки, вспоминает: «“Морозко” была моя первая картина, и я с удовольствием делала всё, что просил Александр Артурович. Я даже в болоте у него тонула, с восторгом на снегу сидела и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал. У Роу была душа ребёнка, и на его съёмках всё было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссёр очень тщательно выстраивал».

Александр Роу любил рассказывать, как во время съёмок его первого фильма «По щучьему велению» внезапно растаял снег. И пришлось ему со сценаристами придумать такой драматургический ход: «Обернись, зима лютая, летом красным!» – повелевает один из героев.

Режиссёр Борис Грачевский говорит о коллеге-сказочнике: «До конца жизни в нём сохранялась доброта и наивность маленького ребёнка. Когда он получил новую квартиру – пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому ещё придёт в голову такое придумать?»

Выдающийся режиссёр скончался в Москве, в конце декабря 1973 года – словно ушёл навсегда в одну из своих новогодних сказок...

И уже в 1975 году вышел в прокат фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый Г. Васильевым по сценарию Роу, который успел провести подготовительную работу и утверждение актёров на роли.

Появляются новые сказки, но фильмы Александра Роу по-прежнему остаются непременным, согревающим русское сердце и душу спутником жизни.

Анна Станиславовна МИНАКОВА