Архив:
Последняя седмица перед Великим постом в церковном календаре носит название «Сырная». В народе её называют Масленица. И хотя это название вошло в обиход не ранее XVI века, сам праздник достался нам в наследство от язычества.
Со времён Крещения Руси все попытки искоренить эту народную традицию не увенчались успехом. Единственное, что удалось сделать, – это трансформировать Масленицу из безудержного разгула в честь языческого солнечного божества в просто народное гуляние – озорное прощание с холодной надоевшей зимой и одновременно встречу долгожданной весны, солнца и тепла.
Одним из самых известных обличителей безстыдных увеселений с объедением и пьянством был святитель Тихон Задонский. Он увещевал свою паству: «Сырная седмица есть преддверие и начало Великого поста… А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всём гораздо сдержаннее. <...> Кто проводит Масленицу в безчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
На этой сплошной седмице устав Валаамского монастыря разрешает вкушать молоко, сыр и яйца даже в среду и пятницу. Эта неделя предназначена для подготовки насельников к наступающему времени телесного воздержания и напряжённых духовных молитвенных размышлений. В среду и пятницу на этой неделе не совершалась Божественная литургия, а службы суточного цикла содержали покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. На утрене пелись сугубо великопостные тексты из Покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Все богослужения этой недели пронизаны идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Каждый должен подвести итог своей жизни, обдумать, что хорошего сделал, над чем нужно работать, какие страсти больше всего мучают. Стоит задуматься, где окажемся мы, если сейчас наступит для нас смертный час. По какую сторону от Судьи? По правую – среди овец, тех, кто накормил при жизни голодного, посетил болящего, помог страждущему, напоил алчущего, или по левую – среди козлищ, тех, кто и пальцем не пошевелил, чтобы послужить Богу и ближнему?
В Валаамском монастыре всю неделю по традиции пекут блины, ведь для братии наступают последние скоромные дни. Учитывая количество насельников монастыря, трудников, богомольцев и гостей Валаамской обители, трапезная монастыря начинает хлопотать сразу после полунощницы – заводит тесто, разогревает печи и пяток сковородок. У каждой поварской смены свой рецепт: кто добавляет побольше кефира, кто – яиц. Блины пекутся всю неделю и каждый обед подаются с творогом и вареньем, сметаной и молоком. Главное – каждый блинчик делается с молитвой и с желанием порадовать ближнего, ведь каждого человека нужно укрепить перед долгим и трудным Великим постом.
Александр ВЕРИГИН,послушник
Валаам