Надежда Павлова - Русская Палестина под Москвой


Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» – крупнейший совместный проект Церкви, общества, государства и бизнеса


Ново-Иерусалимский монастырь стоит на перепутье подмосковных дорог. Если ехать от города Истра, то он вырастает внезапно и громадно впереди. А если двигаться от станции «Новый Иерусалим», то его абрис появляется постепенно, как в замедленной съёмке, с каждым метром увеличиваясь в объёме. А можно на лодочке приплыть по реке Истре и причалить прямо к поклонному кресту…

Все знают: нет некрасивых монастырей на Руси. Есть разрушенные, обвалившиеся, руинные, есть и сохранные, и обновлённые – у каждого своё величие. Но Ново-Иерусалимский монастырь среди всех – диво дивное, чудо чудное!

Запрещённые слова

Впервые я увидела его в 70-х. Особенный, какой-то нездешний, он и с обвалившейся штукатуркой на стенах, с потрескавшимися и обломанными изразцами, пусть и в израненном виде оставлял впечатление светлое и радостное.

И так захотелось написать об этом монастыре, о необходимости его возрождения. В том году я, выпускница журфака МГУ, просто мечтала о такой «выигрышной» теме. Ещё бы! Разрушенный не однажды за свою историю, он, хоть и медленно, но теперь восстанавливался усилиями молодых архитекторов – Б. Малхасова и А. Климанова, которые, чтобы не терять рабочего времени, жили прямо в монастырских кельях. Каждое утро, рассказывали они мне, начиналось с тревожного вопроса: «Как там Петрович?» Петрович, единственный мастер на все руки в их бригаде, мог и опалубку грамотно смонтировать, и точно выдержать заданные размеры… Но вот беда: Петрович был подвержен часто встречаемой у нас болезни. И если она брала верх, то выпадал из рабочего ритма на неделю, а то и больше. И заменить его было некем.

Но работа всё же двигалась. Вот уже встала Надвратная церковь, и несколько башен поднялись из руин. По деревянным узким лестницам и шатким настилам мы храбро забрались на высоту, с которой начиналась шатровая ротонда Воскресенского собора. Простор со всех сторон – заливные изумрудные луга, стремительная Истра, опоясывающая угодья, на которые ещё не наползли коттеджи и новорусские строения. Вид захватывающий!

…Мой очерк не взяли нигде – ни в АПН, ни в тогдашнем «Московском комсомольце», ни в «Вечёрке». Как только редактор видел слова «крест», «монастырь», «алтарь» – рука его сама просто шарахалась от текста. Позже мне рассказали под большим секретом, что было такое партийное указание: в СМИ ничего не печатать про церковь, хотя бы даже и об архитектуре. Но церковной же! Потом, я слышала, проект этих молодых архитекторов много критиковали. В итоге целыми десятилетиями восстановление храмов монастыря шло ни шатко ни валко.

Колокола возвратились в монастырь

Но службы в Ново-Иерусалимском монастыре никогда не прекращались. Окрестный народ и дачники приходили в нетопленые и недовосстановленные церкви, чтобы помолиться на святом месте обители. А в Воскресенском соборе служб и вовсе не было, к нему и подойти-то нельзя было. Он был уничтожен почти до основания 10 декабря 1941 года, когда немецкая бомба попала точно в центр храма, и обрушившаяся ротонда шатра лежала грудами обгорелого кирпича, завалив и кувуклию, и иконостас, и саму гробницу Патриарха Никона. Зрелище было ужасающее до такой степени, что сведения о разрушениях в Ново-Иерусалимском монастыре были представлены на Нюрнбергском процессе в качестве доказательств варварства фашистских захватчиков.

И всё же, восстанавливаясь такими замедленными темпами, Ново-Иерусалимский монастырь достоял до 1995 года, когда по распоряжению правительства РФ началась «поэтапная передача Русской Православной Церкви в безсрочное безвозмездное пользование зданий и сооружений Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, являющихся памятниками градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения». Работы по воссозданию исторического облика храмов монастыря начались удивительно быстро. Задача была – восстановить монастырский комплекс, максимально приблизив его к тому, каким задумал его Патриарх Никон. Ведь за свою многовековую историю монастырь не раз горел, рушился, перестраивался и при императрицах Елизавете Петровне, и при Екатерине Второй, и в последующие царствия.

Так он дожил до 4 июля 1919 года, когда решением Звенигородского уездного съезда Советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. Колокола, кроме большого Трёхсвятского и нескольких малых, были переплавлены. И не дрогнула рука власть имущих! Колокола вернули монастырю лишь в 2013 году, когда в колокольне собора был установлен первый Воскресенский колокол весом 8,5 тонн. А всего на колокольне было тогда установлено пятнадцать колоколов – полный набор прежнего Нового Иерусалима.

Фавор, Иордан и Кедронский поток под Москвой

Патриарх Никон задумал построить храм на Руси по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. В 1657 году началось его строительство, которое закончилось в 1685-м. Но уже без Патриарха Никона, который скончался 17 августа 1681 года, пережив и тесную дружбу с царём Алексеем Михайловичем, и опалу, когда с 1658 года «нача бытии безсоветие и раздор между Царём и Святейшим Патриархом».

Уже другой царь, Фёдор Алексеевич, возвращает Патриарха из белозерской ссылки, но тот скончался на пути в Ярославле. А позже был погребён в Воскресенском монастыре.

При строительстве монастыря Патриарх Никон хотел всю местность вокруг него преобразовать подобно палестинской святыне. Здесь была гора Фавор, местный ручей превратился в Кедронский поток, берёзовая роща стала Гефсиманским садом, река Истра, огибающая монастырь, получила название Иордан. Весь ландшафт должен был воссоздать образ Святой Земли и главных христианских святынь Палестины.

Русский философ, богослов, православный священник С.В. Булгаков в книге «Русские монастыри в 1913 году» писал: «Внутренность собора разделяется на четыре части: кувуклия Гроба Господня; храм Воскресения Христова; главный алтарь этого храма; приделы позади большого алтаря… В храме Воскресения Христова главный алтарь его представляет собой величественное сооружение церковного зодчества и не имеет ничего себе подобного в России…»

Главное украшение монастыря – изразцы

Изюминкой Нового Иерусалима стала очень русская особенность – украшение храмов керамическими изразцами, которые сразу делают их по-солнечному праздничными. Сравнительно недавно при раскопках в монастырском рву была обнаружена керамическая икона XVII века, которую удалось склеить практически без потерь. Музейные специалисты рассказали, что единственные керамические иконы, которые до сих пор были известны в России, находились в Старицких соборах. Возможно, именно там Патриарх Никон увидел такие иконы и решил повторить их в Новом Иерусалиме. Но то ли опала и высылка Патриарха, то ли смерть единственного мастера помешали воплотить этот замысел. А задумка была – гениальная! Как и работа мастера, воплотившая её всего в нескольких иконах…

Ротонда Воскресенского собора была восстановлена максимально приближенной к проекту зодчего Растрелли и архитектора Бланка.  Такой она была до рокового взрыва в 1941 году – многоярусной, сияющей позолотой, украшенной лепниной и изразцами, устремлённой в небеса, как будто парящей в горних высях… И такой вновь теперь стала благодаря облегчённым деревянным конструкциям из морозостойкой лиственницы. На поиски этого сорта ушёл год, потому что нужны были именно цельные конструкции в двадцать четыре метра. А их не так-то просто было найти.

Чудотворный Крест из кипарисового дерева на Голгофе был установлен 360 лет назад при Патриархе Никоне. Его бережно расчистили реставраторы, и сейчас он так же благоухает и мироточит…

О восстановлении единственного в своём роде керамического иконостаса в церкви Всех святых под колокольней – отдельный рассказ. Его тогдашнее состояние было настолько аварийным, что сохранить изразцы из-за сквозных трещин было неподъёмной задачей. И всё же справились! Нашли блестящее инженерное решение: иконостас не разбирали, а «вывесили» все девятнадцать тонн, ювелирно закрепив его в специальной металлической раме.

Здесь многое было впервые. Колокольню восстановили практически с нуля после взрыва 1941 года. В своё время при Патриархе Никоне её поставили на очень маленькое основание. И теперь, чтобы укрепить фундамент, строители применили новый метод – «микродур», когда во множество просверлённых отверстий под колокольней под большим давлением на глубине 11 метров нагнетались частицы, превращающие глину в твёрдый монолит.

Храм и музей – вместе

Сегодня ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря стал доминантой Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Храм и музей, научная библиотека и художественная галерея, выставки коллекций русского и западноевропейского прикладного искусства, экспозиция древней истории Подмосковья соединились здесь вместе, не ущемляя друг друга, при главенстве, конечно же, монастыря. Сама музейная площадка находится в специально построенном здании уникальной архитектуры и вынесена за пределы обители. Эксклюзивный проект в стиле мировой «зелёной архитектуры» сначала предполагал 7-этажное сооружение. Но, к счастью, вовремя были внесены изменения, которых потребовал окружающий ландшафт, и в результате здание понизили, оно имеет вид зелёного кургана, как бы встроенного в холм около реки.

Общая площадь нового музейного комплекса – 28 тыс. квадратных метров. В настоящее время его фонды насчитывают более 183 тыс. единиц хранения. Это – археологические, исторические, этнографические, художественные коллекции. В их числе раритеты – редчайшие рукописи и книги кирилловской печати, живопись и графика Рокотова, Тропинина, Аргунова, Боровиковского, Саврасова, Айвазовского. Настоящий научный, архивный и реставрационный центр со своей библиотекой, конференц-залом на 300 мест, интерактивным детским музейным центром. Вторым рядом – кафе, магазины с сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, возглавляющий попечительский совет Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, «уверен, что интерес к Новому Иерусалиму будет огромен. Это место, где будут приниматься многочисленные паломники и, конечно, популярное туристическое место, особенно имея в виду соединение монастырской и музейной частей. Важно создать условия для людей, которые будут приезжать сюда, выстроить необходимую инфраструктуру, поддерживать в достойном состоянии монастырский корпус». Губернатор Московской области Андрей Воробьёв обещает обеспечить приезжающих туристов достаточным количеством мест в гостиницах.

Новое не всегда пугает

И действительно, хорошо было бы приехать сюда не на один день, постоять на службах в монастыре, пройти в скит Патриарха Никона на берегу реки рядом с поклонным крестом. Походить-посмотреть на окрестности, искупаться в родниковой Истре. А на следующее утро по пешеходному мосту отправиться в музейный комплекс на целый день. Меньше – не получится!

 Так устроено это «умное пространство», что буквально затягивает посетителя своими увлекательными путешествиями по мультимедийному пространству. И не стоит бояться этих новшеств! Они органично сочетаются с уже привычными традициями, понятны и доступны практически каждому человеку. Помните наши знаменитые выставки «Православная Русь. Моя история»? Как захватывали они самых разных людей – любых возрастов, образования, вероисповедания наконец. А интересно было – всем! Вот где современность не раздражает, а, напротив, вовлекает человека в сферу нового познания настоящего и узнавания прошлого. Когда хочется соответствовать этому уровню общения – друг с другом, миром и церковью…

Конечно, слегка настораживает эта цифра в 300, а потом и в 500 тысяч посетителей. Жаль, если будет нарушена атмосфера монастырского уединения, а неровные естественные тропинки заменятся на аккуратные дорожки… Так ведь есть где разместиться, помимо монастыря и музейного комплекса. Вокруг обширные территории, где можно прогуляться между дубами, пройти через луг прямо к поляне, где стоят настоящие избы, мельницы, дома – образцы деревянного русского зодчества разных веков. Повсюду можно зайти, посмотреть на убранство, а на мельнице вы просто ощутите тот мукомольный аромат, который никогда не выветривается, сколько бы времени ни прошло. И разве лучше было, когда по Гефсиманскому саду слонялись многочисленные новобрачные со своими нетрезвыми друзьями?

И какая разница, по тенистой аллейке или по современной брусчатке пройду я к храму? Главное, храм жив и переживает ещё одну страницу своей вечной истории. Что немаловажно – при нас и для нас.

Сохранены все его святыни. Длань великомученицы Татианы. Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителями Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном» 1657 года, написанная в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа. Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», которая была привезена из Афонского Хиландарского монастыря сначала в Москву, а потом в Новый Иерусалим. Антиминс XVII века подписан Патриархом Никоном. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной литургии невозможно. Фрагмент омофора Патриарха Никона. Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины. Разборная модель Храма Гроба Господня, привезённая из Иерусалима в 1649 году. Эту модель использовал Патриарх Никон при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима.

В храм – на трамвае

Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл предложил возвратиться к первоначальному замыслу Патриарха Никона – создать вокруг монастыря исторический парк под названием «Русская Палестина». И наделить её особым статусом – «достопримечательное место в форме религиозно-исторического места». Это значит, что такая форма организации позволит собрать средства на воссоздание памятных мест в окрестностях монастыря, на содержание религиозного комплекса. Но не путать с китчевым Диснейлендом! Здесь идея другая: паломники и туристы «смогут прикоснуться к Святой Земле», не покидая страны.

Может, стоит вернуться ещё к одной старинной идее? «Дорога к Храму» – проект трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим, который был задуман 100 лет назад, но так и не был осуществлён. А как было бы здорово примчаться сюда из столицы на скоростном трамвае! Час езды – и ты в «Русской Палестине»!

Всем миром

Самое время сказать спасибо строителям АО «БалтСтрой», которые завершили работы по восстановлению монастыря и строительству музейного комплекса досрочно. Это полторы тысячи человек, только в одном соборе их было 800. Здесь труд многих специалистов – архитекторов, скульпторов, реставраторов. Неоценимую помощь оказали искусствоведы Русской Православной Церкви. В мастерских обители работали художники Строгановки и Суриковского института из Москвы, некоторые специалисты приехали из Академии художеств Санкт-Петербурга, иконы на медных листах писали ярославские художники. Не обойтись было без позолотчиков, резчиков, мастеров лепного керамического декора. Нестандартные инженерные решения, самые современные технологии обеспечивали специалисты высочайшего класса. Собор оснащён полной инженерной структурой – с водяным и электрическим отоплением, с подогревом полов в некоторых помещениях.

Так всем миром и восстановили святую обитель в союзе Церкви, общества, государства и бизнеса. Согласитесь, такое в наши дни редко случается.

Рождество Христово Ново-Иерусалимский монастырь встретил уже в обновлённом виде – шатёр Воскресенского храма как будто обнял всю округу, возвышаясь над городом сияющим куполом-ротондой. Радостно, малиновым звоном, прогудели колокола Нового Иерусалима по всем окрестностям, унося ввысь в снежном вихре ночного неба радостные восклицания прихожан.

Даст Бог, и Пасху встретим здесь, в святой обители. Приезжайте!

Надежда Валентиновна Павлова