Архив:
В книге Екклесиаста есть замечательные слова: Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели в дом пира (7, 2). Эти слова для нас, наверное, трудно приемлемы: мы всегда рады и прыгаем от счастья, когда нас приглашают на какие-то праздники, застолья, юбилеи.
И – как трудно бывает порой заставить себя войти в дом, где лежит тело нашего собрата, нашего знакомого, близкого.
Священное Писание говорит нам о многих добродетелях, напоминает, настаивает на том, чтобы мы одели нагого, жаждущего напоили, голодного накормили, странствующего приютили, больному помогли, навестили заключённого.
А ещё людьми замечено, что очень сильным благим делом является наше участие, наша помощь в погребении усопших. Когда мы подаём милостыню, скажем, бедным, нищим, творим добрые дела тем, кто нас окружает, то очень часто, если не всегда, этим нашим добрым делам сопутствует такая мерзкая страстишка, как тщеславие, самопревозношение. От этого очень сложно уберечься – такие страсти сопровождают нас, по словам преподобного Иоанна Лествичника, постоянно, обладая свойствами тёрна, который всегда обращается своими спицами кверху. Это не значит, конечно, что не надо творить милостыню, но нужно просто признать, что страсть всегда сопровождает доброе дело.
Когда же мы творим милостыню усопшим, скажем, омываем тело, роем могилу или просто выносим гроб с почившим, то здесь нам не до тщеславия: здесь наша душа, наш разум, наше сердце понимают, что когда-то и нас так понесут. Когда-то и нас так будут омывать и нам рыть могилу. И гордиться тем, что ты сейчас вот делаешь, помогая усопшему, как-то не приходится.
Милосердие к усопшим смиренно по своей природе. Оно проявляется не только в участии в похоронах – мы милосердны и тогда, когда молимся об умерших, когда поминаем их в храме, да и везде.
Кладбище – это особое место. Здесь земная жизнь человеческая заканчивает свой путь. Кладбище имеет особую атмосферу в человеческой жизни. Там не бывает посторонних, случайных людей. Если люди и приходят, то цель у них одна – почтить своих усопших предков, друзей, близких. Кладбище обладает особой атмосферой, которая сопрягает нас с веянием вечности. Человеческое тело кладётся здесь – потому и основано слово «кладбище» от глагола «класть». «Класть», «положил» – это предполагает, что потом то, что положено, будет взято.
И здесь мы понимаем, что когда-то все тела усопших будут взяты нашим Господом в момент всеобщего воскресения мертвых, которого мы чаем. Поэтому и мы, пока живём на земле, творим нашу милостыню тем, кого нет с нами, вспоминаем и о том, что когда-то и они воскреснут, и мы воскреснем, и настанет доброе, иное время. А наш земной путь – приуготовление к тому вечному смыслу, к которому призывает наш Господь Иисус Христос.
Иерей Алексий Кривицкий
Архангельская область,
с. Сура, обитель во имя
святого праведного
Иоанна Кронштадтского