Архив:
Я стоял и смотрел, как горит мой деревянный дом. Это страшное, опустошающее зрелище. Минут за десять он превратился в огненный столб. Ты смотришь и ничего не можешь сделать. В огне сгорает твой труд, всё, что было дорогим, близким, памятным.
Сколько было затрачено сил и нервов, чтобы он радовал и нас, и гостей. Двадцать лет он служил нашей семье верой и правдой. Ты помнишь каждую вещь, каждую мелочь. Соседи утешают: главное, никто не сгорел. Ты и сам это понимаешь, но ведь с домом связаны двадцать лет нашей с женой жизни. И будто они сгорают в пламени. Сын утешает: построим новый. Конечно, он построит. И дом будет лучше, и баня в нём комфортнее, но это уже будет не наш с женой дом Трудно что-то начинать, когда тебе под семьдесят.
Вспоминаешь пронзительные слова Христа: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут... (Мф. 6, 19).
Всё так. Только и не о скарбе печалишься (да и богатств-то там никаких не было), а о том, что прошлые усилия превратились в пепелище.
Глядя на огонь, неожиданно приходит мысль: ты думаешь, что прожил насыщенную интересную жизнь, а может, на самом деле ты оставляешь за собой пепелище и тебе не с чем предстать перед Богом. Ничего! Кроме своих грехов. И винить некого, только себя. Твои грехи – тебе за них и отвечать. Многомудрый пожарный сказал: «Всё по грехам нашим». «И по несоблюдению правил противопожарной безопасности», – добавил его напарник. Ни тому, ни другому и возразить нечего. Остаётся только вечный вопрос: в чём смысл жизни?
Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковой болезни, когда приходит чувство обречённости, человек всё чаще задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, и выполнил ли он своё предназначение?
В XVII веке великий англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт, общественный деятель, священник Джонатан Свифт, на каждом поприще достигший людского признания, воскликнул: «Философ!.. Разъясни мне, что есть жизнь, и как я должен прожить её, чтобы, когда она подойдёт к концу, когда живительный источник иссякнет, не вскричать в сердцах: “Суета сует!”, не проклинать и не жаловаться, что, дескать, “жизнь столь мимолётна”».
В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом. Человечество богато благородными, добрыми, порядочными и талантливыми людьми. Но наш мир не только мир света, но и мир тьмы. В нём прекрасно себя чувствуют многоликие иуды, провокаторы, оборотни, хамелеоны, лжецы, растлители, блудники и словоблуды.
Пышно расцветают несправедливость, интриги, цинизм, зависть, стяжательство, лакейство, карьеризм, насилие, жестокость, обман, равнодушие. Людей всё больше делят на бедных и богатых по материальному достатку, а не богатых и бедных духом и интеллектом. Но если правда уходит из жизни, то остаётся пепелище. А там, где пепел, пепел сожжённой души, уже никогда не смогут вырасти цветы.
Ещё почти четыре века назад немецкий философ Яков Бёме сокрушался по поводу того, что «мир стоит посреди ада. Ибо он покидает любовь и предаётся жадности, лихве и живодёрству, и нет больше милосердия в нём. Каждый кричит: были бы у меня только деньги! Сильный высасывает у слабого мозг из костей и выжимает из него пот насилием. Словом, везде только ложь, обман, убийство и грабёж, и справедливо зовётся мир гнездом или домом дьявола».
Многое ли изменилось с тех пор к лучшему? Отнюдь. Для многих всё это стало принципом и нормой бытия.
Порокам общества ставят памятники, и они спустились с уровня взрослых в детскую среду. Очень точную оценку такому обществу дал немецкий философ Фридрих Ницше: «Жить так, чтобы не было в жизни смысла – вот что становится теперь смыслом жизни...». Согласитесь, в этих условиях даже при большом желании трудно жить по совести и правде.
Тридцать лет назад великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин написал повесть «Пожар» – о нас с вами. Здесь пожар – не только природная стихия, но и «пожар» в душах людей. Эта повесть заставляет пристально всматриваться в тех, кто нас окружает, и прежде всего в собственную душу. Она говорит о трусости одних и о сильных характером русских людях. Несмотря на тревогу, которую её строки оставляют в душе, она вселяет светлое чувство надежды. Нужно только «воспрянуть ото сна», от равнодушного «моя хата с краю» и сплотиться всем миром, чтобы не дать запылать нашему дому.
В конце повести «Пожар» главный герой задаёт вопрос: «Что делать будем?» И слышит ответ Афони: «Жить будем...». С Богом в душе.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №2, 2016г.