Архив:
28 февраля – Неделя о блудном сыне
Блудный сын решается возвратиться к своему отцу, но ему надо будет пройти ещё долгий путь, который он теперь едва только начал. Он промотал своё богатство, дошёл до нищеты, до голода. И он вспоминает о всех благах, которые имел у отца. Почему бы не взять себя в руки и не попытаться вернуть хотя бы что-нибудь из прежнего?
Просить больше у отца – он не смеет этого, он не может об этом даже подумать. Ему совершенно ясно: он не заслуживает уже называться сыном. Отныне он будет довольствоваться положением простого наёмного работника своего отца, одним среди других. Как если бы он мог быть отстранённым от своего положения сына! И как если бы однажды он мог на самом деле заслужить любовь своего отца! Да, в первый раз он уступил искушениям – искушениям плоти. Но вот он готов уступить новому искушению, более тонкому, более страшному, которое таится в сердце каждого человеческого существа, – усомниться в любви своего отца.
«Отче, я согрешил на небо и пред Тобою и недостоин больше называться твоим сыном». А как тогда? Как если бы быть сыном было плодом торга, как если бы можно было купить любовь своего отца и милосердие Божие, как если бы достаточно было быть мудрым, чтобы обрести дары Его благодати…
Но едва покаявшийся сын начал эту фразу, как у него не оказалось времени закончить её. Впредь он будет наёмным работником? Немыслимо! Отец уже бросился навстречу тому маленькому просвету, который открыл ему его сын, как сразу бросился он к нему, ещё издалека узнав его. Разумеется, блудный сын теперь знает свой грех. Он приобрёл обжигающий опыт своей немощи и всех скорбей, проистекающих из неё. Но он должен ещё научиться безконечно большему. Даже стоя на пороге отчего дома, он находится только на полпути. Ему дано будет сейчас узнать, до какой степени любовь его отца – абсолютно ничем не заслуженный дар, и что никогда не сможет он заслужить её, и что поэтому ничто никогда не могло поколебать её, несмотря на всё, что с ним произошло. И что эта любовь может буквально потопить все его грехи.
Другой, старший сын тоже должен этому научиться, но он ещё так же далёк, чтобы не сомневаться в отчей любви. И его обучение будет более трудным. Теперь он только исполнен презрения к этому своему младшему брату, который является позором семьи. Его-то, по крайней мере, не в чем упрекнуть. Его отец должен бы об этом помнить: «Вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». С ним всё в порядке, и это отец, полагает он, не соблюдает условия договора: «Но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Как если бы он заслуживал больше, чем отец давал ему, и как если бы он не получил всё во всецелом даре любви и в непрекращающемся присутствии с ним его отца: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё».
Чего большего он мог пожелать? Но именно этого старший сын не заметил. Он видел только свои добродетели, свои права, и это заслуживающее более чем оплакивания поведение другого брата, явного грешника, возвышало его в собственных глазах. Его добродетельная жизнь стала для него ловушкой, завесой, сокрывающей от него ничем не заслуженную любовь отца, в которой он купался всю свою жизнь.
На этом поражении старшего сына заканчивается притча. Как будто Господь хочет напомнить нам, что долгой будет дорога для того, кто ослеплён собственными заслугами и считает себя лучше других. Это один из непостижимых парадоксов благовестия Христова, что грешники имеют преимущество перед праведниками. Те, кто сознают себя грешниками, перед мнящими себя праведниками.
Главное недоумение и камень соблазна сегодня для мира, как и во времена земной жизни Господа: Вот человек, который ест и пьет с грешниками (ср. Лк. 7, 34). Для мира это камень соблазна, а для нас – драгоценный камень, единственное основание, на котором мы можем строить нашу жизнь.
Протоиерей Александр
Шаргунов