Архив:
23 февраля – День защитника Отечества
До сих пор наше политическое и военное руководство так и не определилось с приоритетами во внутренней и внешней политике, которую необходимо доводить до военнослужащих. Военному человеку, которого сегодня Родина отправляет выполнять воинский долг в ближнее и не очень зарубежье, от такого подхода к проблеме не легче. Реально рисковать жизнью за сомнительные идеологические конструкции-времянки, которые сегодня признаются действующими, а завтра легко отправятся на свалку истории, право, мало кому хочется!
Даже, как это ни странно звучит, защита своей земли от врага не может выглядеть убедительно для солдата, у которого в голове каша вместо чёткой патриотической позиции, затрагивающей ум и сердце. Решать эту проблему всё равно придётся, как бы ни прятали голову в песок облечённые властью большие и малые начальники. Вместе с тем на свой страх и риск неравнодушными офицерами проводится, условно выражаясь, мягкая идеологическая обработка подчинённых. Но это до первого звонка в прокуратуру или ФСБ. Так было в одной из частей, дислоцированной в Нижегородской области, когда солдаты одной роты не без помощи своего командира разучили и пели во время вечерней прогулки на плацу песню русского певца и патриота Николая Емелина с хорошим патриотическим подтекстом. В дело быстро вмешались сотрудники компетентных органов, и теперь на плацу звучит вполне толерантный, проверенный временем армейский хит: «У солдата выходной». Но одними запретами проблемы не решить!
Обратиться к опыту прошлого
Опущу громоздкий 70-летний период советской пропаганды. Обратимся к более серьёзной, проверенной веками концепции Русского мира, которая была приоритетной во внутренней и внешней политике Руси – России – Российской империи на протяжении почти тысячелетия. В её основе лежало базисное утверждение о неприкосновенности Матери – Святорусской земле, которая позже трансформировалась в Русский мир – надтерриториальное духовное пространство, выходящее за пределы географических и политических границ Российского государства. Основы Русского мира сформулировал и обосновал выдающийся отечественный мыслитель Н.Я. Данилевский (1822–1885), социолог, культуролог, публицист, естествоиспытатель, геополитик. Один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма, который в своей известной работе «Россия и Европа» дал главные отличительные черты Русского мира.
С позиций дня сегодняшнего Русский мир является обозначением цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей, или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире. Защита их интересов, перспективы укрепления связей, вплоть до воссоединения – вот те задачи, под которые нужно выстраивать всю идеологическо-пропагандистскую работу в армии. Именно разъяснение этих задач способно обосновать наше военное присутствие и на Украине, и в Сирии, и там, где этого требуют интересы Русского мира.
О Русском мире
В новейшей истории термин «Русский мир» был введён в обращение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом – председателем Всероссийского Русского Народного Собора (ВРНС). Термин принял и неоднократно использовал наш президент – Верховный главнокомандующий ВС России В.В. Путин. Он довольно откровенно высказался по русскому вопросу: «Что же всё-таки в основе наших особенностей? В их основе лежат ценностные ориентиры. Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек Русского мира, он, прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому… он обращён больше не в себя, любимого... он развёрнут вовне. Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри, и мерило успеха – это личный успех, и общество это признаёт. Чем успешнее сам человек, тем он лучше. У нас этого недостаточно... Мне кажется… только у нашего народа могла родиться известная поговорка "На миру и смерть красна". Как это так?.. Это значит, смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество.
Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности… Нам, безусловно, есть что взять у других народов ценного и полезного, но мы всегда, сотнями лет опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили, и они нам ещё пригодятся».
Третий Рим
А вот что предлагает кандидат социологических наук, капитан 1-го ранга запаса Александр Бадьянов: «Необходимо воссоздать политические училища по родам войск, но уже исходя не из классовых, а из национальных интересов с соответствующими названиями… Должна быть выработана перспективная программа, в которой излагались бы основные требования к призывникам: опора на традиционные ценности, такие как патриотизм, долг, соборность, справедливость, дружба и товарищество, профессионализм и т. д.» Только опора на национальные ценности «рождает» идеологию «Народности, Державности и Духовности». В специально оборудованной комнате, по его мнению, должны быть стенды, посвящённые концепции «Москва – Третий Рим», которая в прежние века была куда популярнее среди полуграмотных солдат Суворова или Ермолова. Следует также рассказать о русской идеологии и её «учителях»: царе Иоанне Грозном, Л.А. Тихомирове,
Ф.М. Достоевском, И.А. Ильине, митрополите Иоанне (Снычёве), Г.В. Плеханове, славянофилах, великих русских и советских полководцах и флотоводцах и их опыте воспитательной работы с подчинёнными. Соответственно, необходимы стенды, рассказывающие о подвижниках благочестия, таких как св. блгв. кн. Александр Невский, адмирал Ф.Ф. Ушаков, св. прав. Иоанн Кронштадтский, новомученик Евгений Родионов и др.
Необходимо, по мнению А. Бадьянова, рассказать об истории как военного духовенства, так и института военных политработников, так как в Третьем Риме политическое воспитание (мировоззрение) должно формироваться на православной основе. И тогда центром идейно-нравственной жизни воинских коллективов в Российской армии станет религиозно-политическое собрание. Именно оно создаст необходимый для армии актив, на который и должны опираться командиры и замполиты Третьего Рима при проведении идеологической работы.
По страницам житий
Звучит, может быть, несколько неожиданно, и я не спешу во всём соглашаться с автором концепции. На мой взгляд, достаточно начать с изучения в рамках уже существующих, утверждённых приказом министра обороны Российской Федерации 2005 года № 170 занятий по общественно-государственной подготовке (с внесением соответствующих изменений), житий святых воинов, подвижников (людей подвига) и мучеников. С этой работой вполне бы справились помощники командиров по работе с верующими военнослужащими.
Именно такими знаниями владели ратники Дмитрия Донского, солдаты А.В. Суворова, М.И. Кутузова, моряки Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова. Именно на примере житийной литературы, обладающей необходимой жизнеутверждающей одухотворённостью, можно будет формировать у воинов правильное понимание служения и подвига за Веру, Родину, народ. Именно они помогут дать и необходимое обоснование службы как служения и обрести недостающую к ней духовную мотивацию.
Напомню, что Церковью канонизированы лучшие люди православного мира и России, многие из которых были воинами: Илья Муромец и Игнатий Брянчанинов, Александр Невский и Фёдор Ушаков, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Дмитрий Солунский и Фёдор Стратилат, Дмитрий Донской и Ярослав Мудрый, Александр Пересвет и Родион Ослябя, Иоанн Русский и Мстислав Храбрый, тверской князь Михаил и его тёзка из Чернигова, казнённые в Орде и на Кавказе за отказ отступиться от веры – как основы русской идентичности, базового параметра Русского мировоззрения. На их примере – подвиге мученичества – можно наглядно показать коренное отличие православных свидетелей своей веры от «свидетелей» псевдоислама: «мучеников» – псевдошахидов, которым для попадания в «рай» необходимы многочисленные жертвы из числа случайных людей. Понять, что происходит на Украине, помогли бы жития Иова Почаевского или Афанасия Брестского, страдавших от униатов и католиков; уроки преодоления Смуты лучше помогли бы усвоить жития патриарха Гермогена и Иринарха Ростовского – главных вдохновителей зарождавшегося русского сопротивления. А постичь необходимость участия России в операции в Сирии помогли бы Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Терентий и Неонилла и самый, пожалуй, известный уроженец тех мест – Георгий Победоносец – покровитель Русского воинства.
На все времена
В чём превосходство изучения военнослужащими житий перед конформной толерантностью или секулярным разномыслием? Они, в отличие от перманентно свергаемых с олимпа героев – от членов Политбюро ЦК КПСС до «рыцарей революции» – прошли проверку временем и были приняты русским народом. На них воспитывались несколько поколений наших предков, создавших Великую Россию. Это, наконец, возврат к забытым традициям, не говоря уже о зафиксированных случаях реальной помощи святых – русским воинам!
Предвижу вопрос о том, как быть военнослужащим – представителям других конфессий? Отвечу так: в случае если в подразделении есть преобладание государствообразующего народа – изучать наряду со всеми. Переработанные для армии жития должны быть адаптированы для современного человека, чтобы показать глубину и красоту духовного мира России, знание которого пойдёт только на пользу всем защитникам интересов Отечества.
Одним словом, Россия слишком долго стоит подобно витязю на распутье. Ей давно пора определяться в своей политике, которая должна быть национально ориентирована и тогда будет понятна народу и его Армии.
Роман Алексеевич АЛЕКСЕЕВ,
подполковник запаса, ветеран боевых действий