Архив:
Благочестивый обычай христиан носить на груди крестик восходит к глубокой древности, к первым векам христианства.
Это мы можем видеть из жития мученика Ореста, память которого празднуется 13 декабря. Этот славный мученик пострадал при римском императоре Диоклетиане (годы царствования 284–305). О нём читаем в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «…жестокое гонение на христиан, религию которых он думал искоренить в ея основаниях».
Во время этих жесточайших, лишённых всякой логики и здравого смысла гонений на христиан, которые всегда являлись верными гражданами своего отечества, пострадал и воин Орест. Читаем в его житии: «По совершении казни многих уже замученных христиан сановник императорский Лисий отправился в поле, чтобы сделать смотр войскам. При этом он обратил внимание на одного молодого воина, именем Орест, который поразил его своею красивою наружностью и ловкостью в упражнениях. Наблюдая за ним во время стрельбы в цель, Лисий вдруг увидел, что при одном движении у Ореста выпал с груди крест. “Что это? – спросил гонитель, взяв крест, – неужели и ты из тех, которые чтут распятого Христа?” – “Я – раб распятого Бога, – исповедал молодой воин, – и ношу его знамение в ограждение себя от всякого зла”. Этот ответ решил участь Ореста, которого замучили до смерти на раскалённом одре. Мужественно перенёс он огненную пытку и радостно предал свою душу Богу» (взято из Житий святых, собранных епископом Черниговским Филаретом (Гумилевским)).
Уместно заметить, как безошибочно сановник Лисий по нательному крестику определил принадлежность воина Ореста к Христианской Церкви.
Жития святых – часть Священного Предания нашей Православной Церкви и вместе со Священным Писанием являются вероучительными источниками, принимаемыми Церковью.
В нашей Православной Церкви уже многие столетия нательный крестик надевается во время Таинства Крещения. Читаем в книге «Беседы о седми спасительных таинствах Православныя Кафолическия Церкви», изданной в 1872 году. Автор – Евсевий, архиепископ Могилёвский, духовный писатель, был прежде ректором Московской, а потом Петербургской духовных академий.
По совершении Крещения, в знак духовной радости, поётся псалом 31: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси». Новорождённый от воды и Духа облачается в белую одежду для означения чистоты души и тела, в предизображение той непорочной жизни, какую после должен он вести, как ученик Христов. Тогда же возлагается на просвещённого благодатию святый крест для видимого изображения и всегдашнего напоминания Христовой заповеди: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Матф. 16, 24).
В «Настольной книге для священно-церковнослужителей» (1912 г.)
С.В. Булгакова написано: «Кроме белой одежды на новопросвещённого возлагается ещё крест в знак того, что сподобившийся благодати крещения должен исполнять волю распятого за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы ему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий» (Догматическое богословие епископа Иустина, 2 ч., 352 стр.).
Известный в царской России миссионер – писатель Дмитрий Иванович Боголюбов, выпускник Московской духовной академии, в своей книге 1902 года: «Миссионерския беседы с штуно-баптистами», написанной в виде диспутов с сектантами, излагает следующее: «Пётр Данилович (баптист) заметил: – Православные не только хвалятся крестом, но и поклоняются ему, и вешают его на шею. Это сверх Писания. – Я (т. е. Боголюбов) ответил: – Если же вешаем кресты себе на шею, то в исполнение Писания. В Ветхом Завете было сказано: “Сын мой, не отвергай наставления матери твоей; обвяжи ими шею твою” (Притчи 6, 20, 21 ст.). Как “обвязывали” евреи свою шею, нам теперь не нужно говорить подробно (Евр. 9, 5). Исправляя их обряд (Евр. 9, 10), мы “обвязываем” свою шею крестом Христовым, в видимое воспоминание о заповеди Христовой (Мф. 10, 38). Ибо нести крест Христов – наше главное и самое первое призвание в жизни (Мф. 10, 37–42 ст.)».
Священник Владимир Степанов