Архив:
В декабре 2015 года Московская духовная академия отметила свой 330-летний юбилей. В связи с упомянутой датой ректор академии владыка Евгений, архиепископ Верейский, согласился дать интервью специально для журнала «Русский Дом».
– Ваше высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, вкратце о тех исторических этапах, которые прошла академия от своего основания до сегодняшних дней.
– Московская духовная академия начинает отсчёт своего бытия с конца XVII века – с 1685 года, когда греческими братьями Лихудами была основана Славяно-Греко-Латинская Академия. В 1814 году она была перемещена в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и стала называться так, как сейчас. После революции в 1919 году академия была закрыта советской властью. В 1946 году академия была вновь открыта и функционирует до сих пор.
– Какова роль и значение академии в наши дни по сравнению с другими духовными, а также светскими высшими учебными заведениями?
– Прежде всего, роль и значение Московской духовной академии определяется тем фактом, что это первое высшее учебное заведение России. Авторитет академии значительно поднимает также то обстоятельство, что она находится в духовном центре России – в Троице-Сергиевой Лавре. Это накладывает определённый отпечаток на всю деятельность академии и делает её самобытной и уникальной в своём роде. Что касается других духовных учебных заведений, то надо сказать, что в России академий всего две: Московская и Санкт-Петербургская. Академии естественным образом влияют друг на друга. Например, нынешний ректор Санкт-Петербургской духовной академии является выпускником Московской духовной академии. А выпускники этих академий направляются в другие регионы, где преподают в духовных семинариях, распространяя уклад и традиции академий в своих региональных семинариях. Этот процесс вполне закономерен.
– Учащимися академии являются в основном жители Москвы и Подмосковья или достаточно значимо представительство и из других регионов? Учатся ли в академии иностранцы?
– Из других регионов студентов тоже достаточно много. Ведь перед академией стоят не местечковые, а общецерковные задачи. Но при этом не надо забывать, что на территории Российской Федерации действуют более тридцати семинарий и несколько православных университетов, которые помогают таким крупным образовательным центрам, как Московская духовная академия, восполнять кадровый дефицит в Русской Православной Церкви. Что касается иностранных студентов, то в академии регулярно обучаются студенты из ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Казахстана и др. Из дальнего зарубежья тоже есть студенты. Традиционно в нашей академии учатся студенты из Сербии, Болгарии, Румынии, Польши, Греции, Армении, Грузии. Не часто, но бывают у нас студенты из Африки, Китая, Кореи и Индонезии.
– Что даёт сегодня академическое образование, в чём его отличие от традиционно семинарского?
– Вначале надо сказать, что духовное образование в Русской Православной Церкви в настоящее время активно реформируется. Результатом этих реформ стало то, что духовные семинарии стали подразделяться на те, которые реализовывают только бакалаврскую программу, и на те, которые, помимо бакалавриата, имеют ещё магистратуру. Аспирантура же может быть только в духовных академиях. Аспиранты пишут кандидатские диссертации, которым на Западе соответствуют докторские (PhD). По образовательному уровню академии, естественно, выше региональных семинарий. Думаю, это благодаря сильному профессорско-преподавательскому составу. Но буду несправедливым, если не скажу, что есть семинарии, которые очень динамично развиваются и по своему уровню не далеко отстоят от академий.
– Признаётся ли диплом академии на государственном уровне, как, например, дипломы светских высших учебных заведений?
– В настоящее время Московская духовная академия находится на пути к получению государственной аккредитации, а потому наши дипломы пока не признаются на государственном уровне. В этом направлении ведётся большая работа. Работы так много, что недавно в академии введена новая административная должность проректора по лицензированию и аккредитации, в обязанности которого входит подготовка академии к аккредитационной проверке. Надо признать: из-за того, что в своё время советская власть, по понятным причинам, притесняла Церковь на протяжении многих десятилетий, образовательной системе нашей Церкви было очень трудно развиваться и идти в ногу со временем. Несмотря на то, что Церковь обрела свободу вот уже как 25 лет, пробелы чувствуются до сих пор. При поддержке Святейшего Патриарха, который в течении десяти лет сам был ректором Санкт-Петербургской духовной академии и которому эта тематика хорошо знакома, проблемы духовного образования динамично решаются, и думаю, что скоро мы выйдем на качественно новый уровень подготовки священно- и церковнослужителей.
– Как организованы досуг и отдых студентов?
– Разнообразно. Есть возможность участвовать в спортивных соревнованиях, в рамках спортивно-туристического клуба ребята ходят в походы. В академии есть своя футбольная команда. Также есть иконописный кружок для студентов. В академические дни наши студенты регулярно выезжают в паломнические поездки. Пожалуй, так сразу не перечислишь всё разнообразие досуга наших студентов. Инициатива обычно исходит от них самих через студенческий совет. Администрация старается всегда поддерживать здравые инициативы, но только если эти инициативы не мешают учебному процессу.
– Ваши главные пожелания абитуриентам, которые хотят получить академическое образование.
– Желаю, прежде всего, чтобы выбор абитуриентов был свободным и осознанным, так как статус студента духовного учебного заведения накладывает определённые обязательства, призывает к самодисциплине и в какой-то мере к самоограничению. Важно, чтобы молодой человек ясно осознавал, чего он хочет получить в духовной академии, да и вообще – чего он хочет от жизни. Важно, чтобы человек твёрдо стоял на однажды выбранном пути, несмотря на возникающие трудности. Иначе говоря, важно, чтобы тот, кто выбрал этот путь, чувствовал в своём сердце призвание к церковному служению.
Интервью подготовил
Владимир Борисович Панков