Владимир Крупин - Палестина

... В цветущее время истории Палестины её население доходило до 4 миллионов жителей, теперь же едва доходит до 650 тысяч, из которых больше всего сирийцев и арабов, затем уже греки, турки, евреи и европейцы.
 

Страна молока и мёда

Палестина всегда считалась страной и занимала огромные пространства. У неё (данные из «Полного православного богословского энциклопедического Словаря». – М.: изд-во Сойкина, 1903) не было туземного географического термина: «Земля обетованная, земля Господня… земля Ханаанская… Хананеянка, упоминаемая в Евангелии от Матфея, была язычница, но имела великую веру во Христа… Плодородие Палестины прославлено Библией, которая называет её текущей молоком и мёдом… В цветущее время истории Палестины её население доходило до 4 миллионов жителей, теперь же едва доходит до 650 тысяч, из которых больше всего сирийцев и арабов, затем уже греки, турки, евреи и европейцы. 80 % населения – магометане, затем христиане различных исповеданий, из которых больше всего православных и потом евреи, преимущественно выходцы из Европы, около 80 тысяч человек…».

Из этого же словаря выделим фразу: «История евреев в Палестине окончилась разрушением Иерусалима и храма в 70 г. по Рождестве Христовом».

Сейчас, с 1997 года, издаётся Православная Энциклопедия. Издано 36 томов, но до Палестины она пока не дошла. Конечно, в ней будут другие цифры, описание тяжелейших времён Палестины, одно останется неизменным – тяга православных из России в Палестину и любовь палестинцев к России.

Страна вражды

Противостояние израильтян и палестинцев давнее и, дай Бог, чтобы оно при нас закончилось. Но ненависть сторон нарастает, заборы строятся, увеличиваются ряды колючей проволоки. Сила и деньги на стороне Израиля, и он загоняет палестинцев в унизительные условия существования. Без Божьего вмешательства оно останется в тех же кровавых пределах. Даже к Иордану палестинцам ни подойти, ни подъехать. Они люди второго сорта, во всём мире средства массовой информации, подчинённые мировому сионизму, называют их террористами. Хороши террористы: они бросают в израильских полицейских камни и палки, а те стреляют по ним из автоматов. А министр юстиции Израиля по телевизору заявляет, что палестинские дети – это змеёныши, и их не надо жалеть. И не жалеют. В Рамалле в начале августа застрелили подростка-палестинца. В этом же месяце в деревне Дума, близ города Наблуса, израильтяне сожгли два дома палестинцев. Сгорел трёхлетний ребёнок, спустя несколько дней умер от ожогов его отец, а мать и второй ребёнок в больнице в тяжёлом состоянии.

Трудно сосредоточиться и представить, как выглядела Палестина в прошлом, сейчас она вся в контрольно-пропускных пунктах. Угнетают проверки документов, багажа, безжалостно тратится время на всякие процедуры. Причём израильские посты безцеремонно вдвигаются в палестинские города и арабские деревни. То есть чужую территорию они считают если не своей, то постоянно подконтрольной. Израильские поселения растут на палестинских землях как раковые опухоли. Иерусалим окружён не только стеной, но и, опять же, этими поселениями. Слова «оккупация палестинских земель израильтянами» здесь самые подходящие.

Но полное ощущение, что оккупанты очень боятся тех, кого они оккупируют. Вроде бы, чего им бояться? Ведь они и богаче, и вооружены с головы до ног. Думаю, от внутреннего осознания, что они захватили и захватывают им не принадлежащее.

Кратко история вопроса

В историю вопроса этой вражды лучше глубоко не вдаваться. Но хотя бы пунктирно надо. Для начала сделаем выписку из «Повести временных лет» о выборе веры для Руси. «Что у вас за закон? – спросил князь Киевский Владимир евреев. Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших, и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Если бы евреи были тут древнее палестинцев, с кем же тогда воевал Иисус Навин, пришедший с Моисеем из Египта? (Моисей, как известно, в Землю Обетованную не вошёл). Тут были уже различные народы, прежде всего филистимляне, от имени которых производится наименование палестинцев. Ко времени Моисея и Иисуса Навина (далее выписка из Энциклопедии) «…их патриархальное пастушеское население образовало воинственное союзное государство пяти филистимских царей. В это время они значительно превосходили израильтян культурой; тогда как у израильтян не было ещё ни копья, ни меча, ни кузнецов, у них были оружейные мастера. При разделе Земли обетованной Иисус Навин отдал землю филистимскую колену Иудину… но уклонение израильтян от Бога и Его закона было причиной того, что Господь оставил их своей помощью…».

После разрушения Иерусалима (по предсказанию Спасителя: «Не останется здесь камня на камне») римляне запретили иудеям жить в Иерусалиме. Город, названный Элия Капитолина, заселили римские ветераны, переселенцы из греческих городов и выходцы из Аравии и Сирии, говорящие на арамейском языке. Император – равноапостольный Константин – вернул название городу, отстраивал в нём святые места, связанные со Христом, но положение иудеев при нём не изменилось. Он подтвердил эдикт императора Адриана о запрете иудеям проживать в Иерусалиме.

Далее новозаветные времена. Династии Омейядов и Аббасидов демонстрировали уважение к святыням Иерусалима и мест, связанных с земной жизнью Иисуса. Воздвигаются мечети Купол скалы и Аль-Акса. В восьмом веке землетрясения разрушили мечеть Аль-Акса. При восстановлении значительно перестроена.

С девятого века арабский халифат пришёл в упадок.  Карл Великий помогает франкам в паломничестве на Святую Землю, строит для них гостиницу. В десятом иерусалимский храм был разрушен и сожжён. И очень долго возрождался. В одиннадцатом веке грузины отстроили монастырь Святого Креста, ныне для них потерянный.
 
В эпоху Крестовых походов Иерусалим, при захвате которого было пролито много крови его жителей (1099), становится центром Иерусалимского королевства. Мечеть Аль-Акса превращается во дворец короля, затем служит ордену тамплиеров. Много в это время строится церквей, отмечающих какие-либо события Священной истории.

Основатель династии Айюбидов Салах ад-Дин разгромил армию крестоносцев и овладел почти всей Палестиной. Времена Мамлюкского периода и Османского правления отмечены новыми схватками за великие места центральных земель Азии и Европы.

Исторически сложились три ветви управления Святой Землёй: христиане, мусульмане, иудеи. Их отличает от язычества исповедование единобожия. Русское правительство очень много помогало сохранению святынь Палестины. Святая Земля и жива-то только за счёт православных паломников из России. Это люди совершенно безстрашные. Когда усиливалось противостояние израильтян и палестинцев, приток паломников истончался, и только русские богомольцы по-прежнему стремились в Святые пределы земной жизни Иисуса. Для них умереть в Святой Земле – предел мечтаний.

Незабываема деятельность архимандрита Антонина (Капустина). Он с помощью арабских друзей расширил владения земель Русской Духовной миссии, которые, забегая вперёд, были фактически утрачены, ибо ими владело священноначалие Русской Православной церкви Заграницей и само еле-еле выживало. Хрущёв вообще торговал палестинскими русскими владениями как своей собственностью (подобно Крыму). И если бы не Ясир Арафат, не молиться бы нам ни на Елеонской горе, ни в Иерихоне, ни в Хевроне, ни на Тивериадском озере.

И мы чтим память архимандрита Антонина (Капустина) не только за мужество в отстаивании интересов палестинцев, но и за уважение к христианским святыням. Величественный памятник над могилой Арафата в Рамалле, около которого сменяются палестинские солдаты, место для палестинцев драгоценное и очень посещаемое.

Новые испытания

Первые признаки арабо-еврейского противостояния особенно обозначились на рубеже XIX–XX веков, когда оформлялось международное сионистское движение, поставившее одной из целей задачу возвращения евреев в Палестину. Иерусалимские власти и палестинские депутаты османского парламента выступали против продажи земель в Палестине сионистам.

В годы Первой мировой войны Палестина вновь в центре событий. Именно по настоянию России страны Антанты постановили (1916) по окончании войны выделить Иерусалим и Палестину в особую зону. Но Великобритания, чьи интересы, учитывая близость Суэцкого канала, также совпали с сионистским движением, успешно претендовала на управление Палестиной. Вспомним 1917 год, именно тогда (11 декабря) английские войска, наступавшие из Египта, вошли в Иерусалим. Генерал Алленби, уважая святость города, вошёл в него пешком. Город, разграбленный турками, был в плачевном состоянии.

С 1917 по 1948 год ХХ века вся территория находится под Английским протекторатом. Арабы, недовольные резким притоком евреев, неоднократно поднимают антиеврейские восстания. С чего вдруг Британия дарит евреям не принадлежащую им территорию? Евреев поощрила к нашествию в Палестину так называемая «Декларация Бальфура» (Бальфур Артур Джеймс, 1848–1930). На момент её публикации (1917) евреев в Палестине было 10 % от всего населения. Находясь под защитой англичан, евреи создают отряды самообороны.

Русские монастыри, лишившиеся помощи из России, переживают тяжелейшие времена. Монахини вынуждены были зарабатывать на проживание на строительстве дороги Иерихон – Иерусалим.

И вот наступил 1948 год, образование государства Израиль. Но почему же только Израиля? Организация Объединённых Наций объявила ещё и о создании государства Палестина. Но вот мы живём и видим, что, хотя государства Палестины нет официально, оно есть фактически. Есть правительство, народное хозяйство, учебные заведения. Проводятся международные симпозиумы, конференции, организованные Палестиной. Традиционная арабская культура, литература, живопись живы благодаря во многом именно интеллигенции Палестины.

Но американо-голливудские штампы постоянно работают против палестинцев: как ни фильм о террористах, так террористы обязательно арабы. Но никогда пророк Мухаммад, основатель ислама, не ставил перед своими последователями задачи достижения мирового господства, обращал мусульманское вероучение только к арабам.

(Окончание в следующем номере)

Владимир Николаевич
Крупин
Израиль – Палестина