Архив:
Русское слово поэта Константина Фролова
Поэт, композитор, певец, актёр, режиссёр, историк, парапланерист, путешественник… Кажется, трудно совместить столь много различных занятий для человека. И тем не менее все они совместились в личности Константина Фролова. 4 января 2016 года поэту исполняется 60 лет.
Когда читаешь стихи Константина Юрьевича, сразу вспоминается Золотой век русской поэзии, и сердце наполняется радостью от сознания, что и в наши дни, на пепелище прежней нашей славы, среди опустошённости и заполонившей всё бездарности, слышны ещё такие голоса, рождаются такие стихи и наперекор всему продолжает жить «великое русское Слово». В стихах Фролова это Слово, не подменённое новомодными вывертами, обращается к сердцу каждого, просто и прекрасно говоря о любви к Отечеству и к женщине, о героях былых и нынешних, о славных и горьких страницах нашей истории…
Историк по образованию, в своих стихах он воскресил многие моменты нашего прошлого, многие лики его. Война 1812 года, декабристы, оборона Севастополя, Цусима, Столыпин, Осовец, Белая борьба… Сколько судеб, сколько страниц озарено талантом этого человека! А для иных, пожалуй, им и открыто. Открыто – тоже как будто бы просто, почти «нечаянно» – по ходу концертов, в самих стихах, песнях и кратких пояснениях к ним. Так приподнимает поэт завесу, столько лет скрывающую нашу родную историю. В некоторых школах чудный романс Фролова, посвящённый жёнам декабристов, слушают на уроках, посвящённых этой теме. Ведь параграф учебника обращён лишь к разуму ученика, а стихи, песня – к сердцу. А то, что воспринято сердцем, то уже совсем иначе воспринимается и разумом – становится вдруг куда интереснее, ярче.
– Я глубоко убеждён, что самыми важными предметами в школе должны быть история, русский язык и литература, – считает поэт. – Все остальные предметы тоже важны, но основополагающими должны быть именно эти три предмета. Они формируют мировоззрение молодого человека. Посмотрите, что произошло на Украине: отменили и запретили русский язык и литературу, переделали историю – и развязали гражданскую войну. Ни химия с физикой, ни биология с географией, ни алгебра с геометрией к такой катастрофе не привели бы!
Страницы русской истории воскрешаются Фроловым не только в стихах и песнях, но и в его театральных постановках. Среди них – спектакль «Намерен вас атаковать», посвящённый капитану
А.И. Казарскому, и «Мой ангел Анна» – о любви адмирала А.В. Колчака и А.В. Тимирёвой. Надо заметить, что Белое движение вообще занимает значительную часть в творчестве Константина Юрьевича. «Белая Стая» – так назвал поэт одну из своих программ. Эта программа была поставлена сперва на сцене Крымского академического русского драматического театра в Симферополе, а позже Дуэтным театром «Улыбка Пьеро», состоящим из двух актёров, – самого Фролова и его жены, актрисы Веры Петровской.
– Эта тема возникла ещё в 90-е годы, но поддержки в театральной среде Крыма не получила, – рассказывает Константин Юрьевич. – И мы с Верой решили, что, кроме нас, этот спектакль никто не поставит. Трагедия Гражданской войны близка нам по нескольким причинам. Во-первых, мы живём в Крыму, откуда в ноябре двадцатого года был исход Белого движения, после чего Крым погрузился в чудовищную трагедию красного террора. К сожалению, в Симферополе до сих пор есть улицы преступников и убийц, таких как Бела Кун, Мате Залка, Землячка и др. Во-вторых, по материнской линии во мне есть дворянские корни. Моя бабушка Клавдия Михайловна Кологривова – потомственная дворянка. Её старший брат Николай Михайлович Кологривов закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге и служил при Дворе Государя Императора в чине штабс-капитана. Когда началась Первая мировая война, он был в первых рядах наших войск и получил тяжёлое ранение. Младший брат бабушки – Борис Михайлович – окончил Воронежское Кадетское училище и погиб в гражданскую. По отцовской линии я из хопёрских казаков. Это северная граница Великого Войска Донского.
Один из наиболее известных «белых» романсов Константина Юрьевича – «Голубчик». По сей день необычайно пронзительно звучат строфы:
Ах, голубчик, и мне не до смеху.
И досада срывает слезу.
Нашу Родину предали сверху.
И бездарно пропили – внизу.
Оттого против дьявольской силы
Повелел нам семнадцатый год
Поднимать цвет и гордость России,
Как надежды последний оплот.
Заменить «семнадцатый» иным – поближе – и прямо явь наша. Снова велит нам иной год «поднимать цвет и гордость России». И ведь поднимаются! Век целый истребляемые, вытаптываемые, удушаемые, предаваемые и продаваемые… «Ах, голубчик, ну кто, как не мы?»
Эта песня была написана Фроловым для последнего фильма Андрея Ростоцкого «Моя граница». С Ростоцким поэта связывали долгие годы дружбы и совместного творчества.
– О Ростоцком можно рассказывать очень долго, – говорит он. – Это незаживающая рана на сердце. Я был пленён обаянием Андрея ещё в фильмах «Непобедимый» и «Эскадрон гусар летучих». После «Эскадрона» появилась песня «Денису Давыдову и его друзьям». Прошло около восьми лет – и судьба сделала нам с Верой подарок: Андрей приехал в Симферополь с выступлением. Вера вычислила его местонахождение, я взял гитару – а дальше, как написал Андрей в предисловии к одному из моих сборников: «Костя запел. Я заплакал». Для фильмов и сценариев Андрея я написал несколько десятков песен. Я помню, как Андрей ходил «торговать лицом» к банкирам, чтобы выбить хоть немного денег на кино. Но ему почти везде отказывали. Зато сериалы про бандитов и уголовников штампуют пачками и заполняют все каналы телевидения. Это опять-таки исполняется план Даллеса развала нашей страны изнутри. А между тем культурная независимость – это значит иметь свою собственную культуру, НЕ ПОДВЕРЖЕННУЮ влиянию других культур. А вот с этим у нас очень большие проблемы.
На Всероссийских вокальных конкурсах конкурсанты в подавляющем большинстве поют шлягеры (далеко не самые лучшие) НА АНГЛИЙСКОМ языке! Почему? Какая республика у нас говорит на английском языке? У нас более 180 народностей, наций и этносов! Открыты школы для преподавания на 70 (!) языках! Так пойте на этих языках! И особенно на самом красивом в мире – русском языке! Я не против знания английского, Боже упаси. Он мне очень помогает в моих заграничных вояжах. Но мы живём в России! И должны поднимать свою культуру! Я глубоко уверен, что ни один наш певец не исполнит блюз лучше негра. Так же, как и ни один западный певец не исполнит «Подмосковные вечера» или «Одинокую гармонь» лучше наших певцов. Кого мы готовим? Ресторанных певцов для западных кафешантанов, развлекать сытых и вальяжных бюргеров?
Константин Фролов – человек необычайно многогранный. И, что редко бывает, все грани в его случае отличаются замечательной яркостью, все – на высочайшем уровне. Поэзия, музыка, голос, артистизм… Наша публика, отравленная пошлой эстрадой и не менее пошлым «блатняком», пафосно именуемом шансоном, уже в принципе забыла, что такое Артист на сцене. Что это не нечто помятое-небритое, рычащее дурным голосом, и не нечто безполое-полураздетое, кривляющееся под «фанеру»… Публика забыла это, а потому подчас непритворно удивляется проявляемому к ней уважению – тому уважению, которое было когда-то у наших старых певцов. Что уж говорить об отличающих выступления Константина Фролова аристократизме и почти канувшем в лету высоком благородстве в сочетании со скромностью и сердечной открытостью зрителю. На привычном фоне они кажутся каким-то чудом, подобно родниковой живительной воде, вдруг найденной среди песчаных барханов…
Такая забывчивость и утрата самоуважения значительной части публики стала питательной средой для мафии серости, пошлости и бездарности, что заполонила собой все радиостанции и телеканалы. Истинному же искусству перепадают лишь считаные минуты – например, на телеканале «Культура» в передаче «Романтика романса». Когда бы переменить эту пропорцию с точностью да наоборот – глядишь, и сама жизнь наша изменилась бы в корне. Ибо жизнь определяется сознанием, а сознание, в свою очередь – воспитанием и тем, что человек смотрит, слушает, читает. И вполне сознательно работает нынче фильтр обратного направления: допускает всё, что растлевает и уродует сознание, но исправно блокирует способствующее его пробуждению, просветлению…
Поэтам, как известно, свойственен дар пророчества.
Одно из пророчеств Константина Юрьевича уже исполнилось. «Мы однажды вернёмся, Россия, под твои вековые крыла…» – эти строки стали явью в марте 2014-го, когда Крым вернулся в Россию. Увы, эта радостная страница нашей современности была лишь прологом к войне, идущей теперь на наших рубежах. «Народ не может быть свободным, покуда он разъединён!» – так писал Фролов ещё четверть века назад. Да, русский народ не может быть свободным и независимым, доколе сохраняется безумное разделение триединой Руси, приведшее к кошмару, который вот уже второй год длится в Донбассе. Среди причин этой войны поэт называет историческую и геополитическую безграмотность:
– Наивность украинцев, которым пообещали «европейские блага», и они в это поверили. Но есть ещё причины, менее заметные, но гораздо более страшные. Ещё в 80-х годах, выступая на Западной Украине (Ровно, Луцк), я чувствовал эту плохо скрытую неприязнь к русским со стороны свидомых националистов. В центре Львова есть кафе, в котором вас могут понарошку расстрелять за то, что вы – кацап, подать вам блюдо «Печень партизана» и т. д. Мы думали, что они так шутят. Но они НЕ ШУТИЛИ. Ненависть к русским там впитывалась с молоком матери. И как только появилась такая возможность, они захватили власть и стали воплощать свои кровавые мечты в жизнь. Если я не испытываю к человеку или народу какой-то обоснованной неприязни, меня очень трудно убедить в обратном. А вот украинцев почему-то легко удалось убедить в том, что Россия – враг и агрессор. Они сразу в это поверили.
Очень хочется верить, что те самые строки, уже ставшие пророчеством для Крыма, станут таковым и для Новороссии, и для Украины.
Елена Владимировна Семёнова