Архив:
22 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
Мы все знаем этот образ: грешник, стоящий на коленях перед иконой Божией Матери, молит Её о прощении и помощи в его беде. А Божия Матерь, держащая на руках Богомладенца, показывает на кровь, истекающую из Его пречистых рук и ног. Святитель Димитрий Ростовский, описывая это чудо, рассказывает о человеке, который всякий раз, отправляясь на грех, молился Божией Матери об избавлении от нечистой страсти. Была ли услышана его молитва? Но само именование иконы «Нечаянная Радость» убеждает нас в том, что ему было дано покаяние и исцеление от проказы греха. Всё заключается в том, чтобы мы увидели, какой дорогой ценой даётся подлинное покаяние, и ответили благодарностью на дар Христов.
Диагноз нашей болезни известен – неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18, 13). Когда нам плохо, мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы хотим получить избавление от скорби или болезни. А Сам Он нужен ли нам? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас всё хорошо, почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо.
Бывает также, что мы так подавлены бременем тревог и забот, что нам просто в голову не приходит благодарить Бога. Нам надо пробиться сквозь эту внешнюю видимость и увидеть, что Бог никогда не оставляет нас. Даже если всё у нас плохо и беды измучили нас, Бог и через них совершает наше новое рождение. И Божия Матерь, наша духовная Мать, непрерывно ходатайствует за нас. Почему же мы забываем об этом? Нам мешает быть всегда благодарными Богу наше безпокойство о том, что происходит с нами и вокруг нас, и неуверенность на всех уровнях в нашем будущем.
Так как же нам возвратиться к Нему с благодарностью? Как избавиться от привычной инертности греха, как стать живыми людьми, всегда исполненными подлинного изумления перед дарами Божиими? Для этого нам надо, снова вспомним прекрасное слово преподобного Серафима Саровского, обрести решимость. Он говорит о жизни, смыслом и целью которой является стяжание Духа Святого. Благодарение не приходит одно. Надо сильно возжелать этого дара благодати. И прежде всего необходимо научиться узнаванию того, что Бог даёт. Во Христе Иисусе, в Его Кресте и Воскресении открывается нам чудо Отца Небесного и сила Духа Святого, всегда исполненные новизны. Если бы мы знали, как Бог чудесно одаряет нас, мы благодарили бы Его непрестанно. Господь наш благ, Он даром, ни за что, дарит нам Своё благо, а мы ищем своей выгоды, запретной греховной сладости. Его милосердие неисследимо, оно всегда предлагается нам. Надо, чтобы мы увидели это – даром Его благодати, и всегда на новой глубине узнавали Его.
Господь даёт нам образ. Всякий раз, когда Он молится, Он начинает с благодарения. Святые отцы говорят, что наша молитва становится подлинно христианской только тогда, когда Христос молится в нас. И значит, всё заключается в том, чтобы мы жизнью своей давали Духу Святому действовать в нас. Божия Матерь учит нас прежде всего благодарению, что бы с нами ни происходило. Возвратиться ко Христу – это и есть покаяние – значит совершить переход от принятия даров к узнаванию Того, Кто дал их нам. Мы знаем Его дары – в них узнаём мы Того, Кто дарит благо, Того, Кто един Благ. Того, Кто отдаёт Себя нам. Он всё дал нам и даёт в Своём Единородном Сыне. Не будем неблагодарными детьми, в то время как нам даётся возможность непрестанно становиться новорождёнными чадами Отца нашего Небесного в Духе Святом.
Надо, чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались ко Господу – падая ниц перед Ним, сознавая смиренно всем нашим существом, что мы земля и прах, из которых Он создал нас. Молитва – это память сердца, а неблагодарность – небрежение к святыне и забвение. Память сердца даёт нам услышать, как Господь говорит нам: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». Быть спасённым – это больше, чем быть исцелённым, больше, чем преходящее исцеление от какой угодно болезни. Если коснётся нас благодать благодарения, мы не сможем молчать. Не столько словами, сколько тем, что мы есть, наша вера будет свидетельствовать о Благой Вести – о чуде, что каждый человек любим Богом и призван быть спасённым, не только исцелённым. Это будет наша Нечаянная Радость – наш праздник чудотворной иконы. Этой радости Пресвятая, Преблагословенная, исполненная Христова смирения Божия Матерь приобщает нас в Своём гимне, который стал благодарением всей Церкви. Пусть каждый день, как в храме, звучит в нашем сердце эта песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Чтобы Её предстательством мы обрели способность без конца возвращаться к Богу, как бы ни поражала нас проказа греха.
И через это благодарение возвещать всем, кто способен услышать, о ничем непобедимой Божией и нашей победе.
Протоиерей Александр
ШАРГУНОВ