Валентин Белецкий - Мой путь к Богу



19 декабря – день памяти святителя Николая Чудотворца

 


Материалистическое мировоззрение наше поколение (я родился в 1930 году: в период, когда закрывались последние церкви) впитывало, как говорится, с молоком матери. С детства у нас сложился в сознании устойчивый стереотип верующего человека – полуграмотная, забитая старушка, слепо верящая по своей темноте в разные сказки о сидящем где-то на облаках Боженьке, крылатых ангелочках и чудесах.

Толчком к моему прозрению послужило чудесное исцеление, которого я сподобился на Пасху 6 апреля 1980 года. Весь же путь моего продвижения к крестильной купели занял целых десять лет! Но расскажу всё по порядку.

К началу 1960 года я заболел. Нарушилось кровоснабжение ног. Передвигался с трудом. От больницы отказался:боялся – выведут из основного производства. Лежал дома, благо районный хирург не возражал. Но становилось всё хуже. Появились первые признаки гангренозного поражения кожи. Моя жена (мой земной ангел-хранитель, как я её называю) свезла меня на такси к церкви св. Николая, что у Рогожского кладбища.

– Поставь свечу перед образом чудотворца и попроси об исцелении.
Поставил. Попросил, мало надеясь на успех...

На следующий день моя врач с удивлением заметила, что наступило улучшение, появившаяся было гангрена ног исчезла. И с этого дня я пошёл на поправку. Врач, правда, «утешила», сообщив, что от этой болезни вылечиться нельзя. Возможны лишь временные улучшения.
– Будете стоять у нас на постоянном учёте до конца дней своих, при обострениях «садиться» на бюллетень, мы вас опять поколем, поддержим...

И это всё говорится мне, геологу, которого, как и волка, ноги кормят... Но всё оказалось иначе. И спустя несколько лет я уже хорошо ходил (а при необходимости и бегал) и к врачам (во всяком случае, по поводу этой болезни) не обращался.

Тут, конечно, не обошлось без Мацесты, барокамеры, специальных упражнений по системе йогов с задержками дыхания, аутотренинга, которые привели к перестройке обменных процессов. Курение пришлось прекратить полностью и навсегда. Но началось всё со свечи перед образом святого Николая...

Естественно, я заинтересовался личностью святого. А где тогда можно было что-нибудь узнать про него? Неожиданно мне попала в руки старая повреждённая икона с его изображением. Знакомая реставраторша предложила привести её в порядок. Я согласился и от неё с удивлением узнал, что Николай Чудотворец – вполне историческое лицо, считается скоропомощником, жил в IV веке в Византии, а изображение Христа и Богородицы в углах иконы – в память о чуде, случившимся с ним на I Вселенском соборе, на котором св. Николай в борьбе за истину Христову с еретиком Арием, несмотря на всё своё смирение, не сдержался и сделал ему «заушение» (т. е. ударил по лицу). Последовало лишение сана, а затем высочайшее заступничество, в результате которого он был восстановлен. Всё это было очень загадочно, вызывало много вопросов, но реставраторша больше ничего не знала. Начались поиски литературы о самом чудотворце, апосто­лах, евангелистах...

Единственное, что можно было легко достать в ту пору по религиозным вопросам, это «Атеистический словарь». Читаю. Николай Чудотворец? Да, по церковной версии, был такой архиепископ. «Однако, как установлено, Николай – личность мифическая... В первые века христианства образ Н.Ч. был создан для вытеснения культов древнегреческого бога морей Посейдона и римского Нептуна»...

Вот так. Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Открываю более солидное издание – «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона. Читаю: «Николай – архиепископ мирликийский (города Миры в Ликии), великий христианский святой, прославившийся при жизни и после смерти (!), “правило веры и образ кротости", как называла его церковь, чтимый повсеместно в христианской церкви, восточной и западной... и даже часто между мусульманами (на Востоке) и язычниками (в России)».

Это уже другой разговор! Значит, действительно св. Николай существовал!

Мы с женой каждый отпуск, раз в году, ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Там познакомились с Любой, медицинским работником, которая недавно чудесным образом исцелилась от тяжёлой болезни.
– Связанной с нервным расстройством? – спросил я.
– Да, – ответила она с некоторым удивлением.
Через это чудо (врачи не помогали) она стала верующей, крестилась и возглавила на общественных началах церковную общину в Петропавловске-Камчатском. Приехала в Лавру за разрешением на оформление общины.
– Буду просить священника-мужчину (как положено) и Библию, а то у нас ничегошеньки нет, мы мало что знаем.
Узнав, что я некрещёный, она предложила мне тут же устроить крещение, но я был тогда не готов и сказал, что, не имея твёрдой веры, не могу сейчас этого сделать. К тому же так много разных религий. Какая истинная? Мне, например, пока что ближе и понятнее йога (сказались мои тренировки по этой системе).
– Нет, надо исповедовать Православие. Само название говорит за то, что оно правильное.
– Да, но мусульмане называют себя «правоверными», утверждая, что их вера истинная. Кто же прав?
– Но Православие – вера наших предков, нашей родины, – сказала она, несколько смутившись.
– Если бы сейчас произошло какое-нибудь чудо на богослужении! – продолжал я. – Вот это было бы самым убедительным доказательством! Но чуда, конечно же, не произойдёт!
На следующее утро я проснулся с ноющей болью в желудке и кишечнике. Что это ещё за напасти? На третий день до меня стало доходить, что это неспроста.
– Господи, прости меня, грешного, за моё неверие!
На другое утро я проснулся здоровым, и больше эти боли меня не посещали. «Вот тебе и чудо, маловерный!» – подумал я.
Шло время. В 1984 году мне, наконец, удалось купить Библию. Для этого пришлось ехать на электричке в Лавру на праздник Св. Троицы к девяти часам утра, чтобы успеть к открытию иконной лавки. К Библии прилагалось приложение, в котором были карты с четырьмя миссионерскими маршрутами апостола Павла по всему Средиземноморью, план Иерусалима того времени с расположением святых мест, связанных с жизнью Христа. Смотрите, маловеры! Всё документально подтверждено.

Читаю запоем все четыре Евангелия. Очень интересно. Изложено со многими подробностями, обращаю внимание на чудеса исцеления. Исцеляются, как правило, люди с поражением нервной системы, параличные, расслабленные, слепые... Что ж, вполне достоверно. Но вот воскрешение Лазаря, умер четыре дня назад. Тело тронуто тлением. «Случай безнадёжный», – сказали бы наши врачи. Да, но Христос не простой человек, хотя и не врач. Богу должно быть всё возможно! А сомнения всё же остались…

Наступил 1988 год. Это был чудесный год! По центральному телевидению тран­слировался торжественный вечер, посвящённый 1000-летию Крещения Руси, концерт до поздней ночи. Из всех незнакомых тогда духовных произведений больше всего нас с женой потрясло трижды повторяемое великое славословие: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Вот это слова! Вот это исполнение! Настоящий гимн Всевышнему! Вот уж когда начинаешь понимать послов кн. Владимира, которые, услышав православное богослужение в храме Св. Софии, не знали, на земле они или на небе!

В праздник 1000-летия Крещения Руси всё было так ново, необычно, волнующе. В кино пошла картина «Торжество Православия». Мы ходили по нескольку раз, старались записывать в темноте новые имена, даты, события. Как-то раз я неожиданно встретил на таком сеансе своего друга детства. Он меня узнал, смутился и... покинул зал. Когда-то я его рекомендовал в комсомол. Как я потом узнал, он вскоре принял крещение. Я его понимаю. Вообще, прийти в церковь и тем более перекреститься у иконы было для нас делом очень непростым. А вдруг кто-то из знакомых увидит…

В Свято-Даниловом монастыре на новом здании Св. Синода над входом появилось огромное изображение Спаса Нерукотворного – копия чудесной иконы XII века новгородской школы из золочёного металла на фоне беломраморного плата, поистине воплощение величавой красоты и духовной мощи! Особенно поражали глаза, задумчиво устремлённые в сторону. Вот бы иметь такой образ дома, чтобы любоваться им постоянно… Но где же его взять? Вот если бы нарисовать! Но, как говорится, не сподобил Господь. Не умею. Но может, всё-таки попробовать? С помощью фотоаппарата удалось запечатлеть контуры изображения, красками и советами помогал сын.

Практически на этом великом образе я научился основам живописи маслом. Разумеется, всё это делалось с молитвой (так лучше получается). Наконец, через несколько месяцев готово! Образ я освятил в храме Воскресения Словущего в Свято-Даниловом монастыре, молодой батюшка пожелал дальнейших успехов.

С этого образа начался 25-летний период моего художества, когда я буквально набросился на картины великих мастеров, главным образом духовного содержания – фрески В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве, М. Нестеров, И. Крамской, Н. Ге, Н. Рерих... Потом пошли собственные творения – целых триста полотен, картонов. Чудесны дела Твои, Господи! Как это меня угораздило на старости лет? А всё началось со Спаса, Его неотразимого образа!

В ту пору моё воображение поразила крестильная купель в виде мраморного сооружения со ступеньками, уходящими в воду, в Патриаршем подворье Свято-Данилова монастыря. Сразу же представилось крещение кн. Владимира. Да, пора и мне подумать об этом. Как только потеплеет, этим же летом крещусь. И именно здесь.

Накануне этого великого события в моей жизни я очень волновался, по­вторял про себя заповеди и основные молитвы. Никаких искушений, как это часто бывает в подобных случаях, не случилось. Утром следующего дня перед входом в храм Воскресения Словущего я поднял голову. На меня смотрел... св. Николай! Слава тебе, великий чудотворче, что услышал мою молитву в Троице-Сергиевой Лавре! Спаси Бог!

Вскоре отец Геннадий троекратным погружением в купель «во имя Отца... и Сына... и Святого Духа!» окрестил меня... Это случилось 6 июля 1990 года в день почитания иконы Владимирской Божией Матери. Начиналась новая, полная чудесных событий жизнь, но уже во Христе.

«Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою»

Валентин  Иванович БЕЛЕЦКИЙ