Архив:
Корреспондент «РД» побывал на XXV Аксаковском празднике
Для славян наша песня одна: ждать и терпеть. И беречь своё внутреннее славянство.
Иван Аксаков
Два десятилетия назад Валентин Распутин выступил с тревожно-предупреждающей статьёй «Что дальше, братья-славяне?». Вынесенный в заголовок вопрос ставился, как известно, в тогдашних условиях, вынуждавших признать, что «никогда ещё славянство не было так далеко друг от друга, так друг к другу нетерпимо, и никогда ещё, за исключением кратковременного послереволюционного периода, сама Россия не падала так в своём политическом и нравственном значении». Причём Валентин Григорьевич на полную мощь озвучивал это «не для упрёков и предъявления счёта, а только для того, чтобы проследить, как это происходило, и прикинуть, пойдём ли куда-нибудь дальше».
Всё время об этом рассуждаю: куда идём? В том числе и погожей осенью в Башкирии, в дни XXV Аксаковского праздника.
Главный подвижник и организатор праздника – признанный прозаик Михаил Чванов. Он написал в автобиографической повести «Крест мой…»: «Уже в 18 лет я твёрдо знал, что буду писателем. Мечта моя в какой-то степени осуществилась, хотя во мне, без сомненья, умер с болью крупный геолог или географ, наверное, я займу более чем скромное место в истории отечественной словесности, знаю только, что я был честным писателем, но уже в 20 лет моё имя было вписано в географические справочники как первоисследователя крупнейших пещер Урала…» Теперь его имя вписано и в культурную летопись России как спасителя Аксаковского наследия – зримого и духовного. (Материал М. Чванова «Лестница в небо» читайте на стр. 24.)
В Уфе состоялся торжественный вечер, на открытии праздника присутствовал глава республики Рустэм Хамитов, который недавно с успехом принимал ответственные форумы ШОС и БРИКС. Но и тут нашёл время, выступил с содержательной речью, отметил важность творчества Аксакова, которое неразрывно связано с Башкирией. «Считаю, что издательству “Китап”, – сказал президент, – нужно выпустить красочно оформленный сборник лучших произведений Сергея Тимофеевича, который должен стать украшением каждой семейной библиотеки, а Министерству образования – включить замечательную книгу “Детские годы Багрова-внука” в перечень книг для внеклассного чтения». Это сейчас крайне важно. Нам сегодня надо понимать, что такое семейные традиции, патриотическое воспитание и жизнь, отданная на благо Родине и славянству.
На Аксаковском празднике я встретился со стойким сербским поэтом Зораном Костичем и его женой – русской актрисой школы Татьяны Дорониной – Еленой Трепетовой. Мы много говорили о суровой реальности, о трагедии окровавленного славянства, он подарил книгу, где прямо есть стихотворение «Новороссии» со строкой-путём «От Бонапарта до Евромайдана».
Меня за славянофильство бьют справа и слева, будто прокажённого. Опубликовал статью под названием «Ничего, передышим…». Ну, помните: в школе рассказывали, что терпеливые славянские воины дышали под водой сквозь камышинки. Резкую отповедь мне напечатала неведомая Светлана Шамкина – «Мифотворчество, или истина как реальность». Её статья была направлена прежде всего не против конкретной статьи и мнимых заблуждений или мечтаний автора, а вообще против славянского и без того расколотого мира. Читательница клеймит меня: «Он пытается увлечь мечтой о славянском единстве…». А что же здесь предосудительного – разве поэт не может мечтать о тех временах, когда «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся»?
Вообще, надо напомнить, что сама идея панславизма возникла как проявление национально-освободительного движения. И родилась она не в России – термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Тогда вообще не было такого государства – Чехия, а царила Австрийская империя. «Среди славян, у которых любовь к свободе искони была тем горячее, чем слабее проявлялась у них охота к господству и завоеваниям, у которых тяга к независимости всегда препятствовала образованию высшей центральной власти, одно племя за другим с течением времени попадало в состояние зависимости», – это слова из пророческого Манифеста первого славянского съезда, состоявшегося в Праге в революционном 1848 году. Энгельс, возражая, договорился до того, что кроме поляков, русских и, самое большее… турецких славян (вероятно, балканских. – Прим. ред.), ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности. Как показало время, Энгельс сильно заблуждался.
Эти немецкие построения разбил публицистикой Константин Аксаков – писатель, который умер 19 декабря 1860 года, 155 лет назад, и особенно младший из братьев Аксаковых – Иван, который рьяно способствовал освобождению болгар и сербов, ему даже предлагали стать царём Болгарии.
Литературовед Виктор Шкловский, чьи путаные труды я не так высоко чту, ввёл применительно к русским гениальным писателям удачное понятие – энергия заблуждения. Вот и Захар Прилепин, помню, принялся в «АиФ» доказывать: «Это всё заблуждения. Славянские народы, с тех пор как они стали отдельными народами, никогда не были едины. Если говорить о чехах, поляках, болгарах, то для них вся эта славянская история была не так однозначна, как для нас. У них на этот счёт совершенно иное мнение, так что ждать от них другого поведения совсем не стоит. У нас есть один безусловный давний славянский друг – это сербский народ, с которым мы и продолжаем дружить, поддерживать связь и который эту связь сам признаёт. С остальными славянами у нас тоже есть родство, но оно достаточно сложное. Поэтому если мы наивно считаем, что у нас в ХVII–ХIX веках была симфония взаимообожания со всеми славянами, то этим мы сами себя обманываем и вводим других в заблуждение». А зачем, спрашивается, убеждённому человеку вводить кого-то в заблуждение? Надо ведь своим сердечным привязанностям доверять, а уж политиканы и политологи парадоксы и противоречия разобъяснят…
Впрочем, русские писатели всегда и страдали за убеждения, и спорили друг с другом. В конце 40-х годов, после революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал в это время, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, и критически настроенный к казёнщине Иван Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до государя. Николай I,
прочтя ответы Аксакова на вопросные пункты, написал замечания, которые препроводил начальнику III отделения А.Ф. Орлову вместе с резолюцией: «Призови, прочти, вразуми, отпусти!» 22 марта младший Аксаков вышел на свободу, однако долгое время оставался под негласным надзором полиции. Вообще, поразительное это явление в России: преследование патриотов и государственников теми, кто должен, по государственной логике, их поддерживать!
Аксаков и Достоевский были арестованы в один и тот же год – 1849-й, но Аксаков – на месяц раньше, и провёл он под арестом лишь пять дней. История отношений Достоевского и Аксакова не изобилует столь острыми коллизиями, как, например, дружба-вражда Фёдора Михайловича с И.С. Тургеневым или Н.А. Некрасовым. В их взаимоотношениях можно выделить лишь один напряжённый момент – полемику между журналом Михаила и Фёдора Достоевских «Время» и аксаковской газетой «День». 20 октября 1861 года Аксаков в письме к Н.С. Соханской так характеризует журнал Достоевских: «Вообще – этот журнал славянофильствует отчаяннейшим образом, и при всяком удобном случае нас ругает, говорит, что славянофильство – отживший момент, и хочет создать учение о русской народности – минус вера и нравственный закон!»
Но в Башкирии, среди единомышленников, я чаще вспоминал, что даже в самые мрачные времена не меркнет завет Фёдора Достоевского, хоть и предрекавшего неблагодарность освобождённых славян, но утверждавшего, что у России две всемирно-исторических задачи: Православие и славянство! Все участники Аксаковского праздника – генерал-лейтенант авиации, Герой России Николай Гаврилов, главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Крутов, секретарь Союза писателей Республики Крым Владимир Сорокин, ответственный редактор журнала «Роман-газета» Елена Русакова, сопредседатель правления Союза писателей России, поэт, драматург Константин Скворцов, специальный корреспондент «Литературной газеты» Евгений Федоровский и другие – разделяли эти слова Достоевского.
Президент Башкирии с высокой трибуны поддержал борца за любовную память Михаила Чванова: «Важную роль в организации Аксаковского праздника играет его безсменный вдохновитель и руководитель – директор музея и председатель Аксаковского фонда, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Андреевич Чванов. Михаил Андреевич – не только известный писатель, деятель культуры, но и исследователь, чьи литературные и краеведческие поиски приобрели общероссийское звучание».
Представьте: 1991 год, раздрай, и тут журналист Михаил Чванов начинает среди развала безнадёжное, казалось бы, дело – праздник Аксакова. Спасает от сноса дом писателя в Уфе (теперь там музей), берётся восстанавливать усадьбу Надеждино и возрождать храм покровителя воинов и славян Димитрия Солунского. Позднее Михаил Чванов признавался: «Теперь я вспоминаю: всё, что касалось Аксакова, несмотря на безвременье, у меня получалось. Не могу похвалиться, что я в жизни удачливый человек, скорее, наоборот, но всё, что касалось Аксакова, у меня получалось, самые разные люди шли мне навстречу. Теперь Димитриевский храм стоит, белоснежный, с взметёнными над ним крестами, видимый из окон поездов, стучащих по транссибирской магистрали мимо станции Аксаково из Европы в Азию и из Азии в Европу, и по православным праздникам, и в ежегодный Международный Аксаковский праздник говорят над ним Аксаковские колокола, отлитые одним из лучших колокольных мастеров России Николаем Пятковым из Каменск-Уральского и подаренные храму Аксаковским фондом. А храмовая икона подарена президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, выдающимся скульптором и общественным деятелем Вячеславом Михайловичем Клыковым, а внёс икону в храм старший брат убиенного русского поэта Игоря Талькова – Владимир».
Ехали утром в тумане
Мимо осенних даров –
Крутов, поэты-славяне:
Костич, Скворцов и Бобров.
Праздник Аксаковский – с нами!
Зыбкий туман унесло,
И над холмами, лесами
Солнце славянства взошло.
Александр Александрович БОБРОВ,
спец. корр. «РД»
Москва – Башкирия