Архив:
В преддверии очередной годовщины Октябрьского переворота, или Октябрьской революции, кому что нравится, в либеральной прессе всё громче раздаются призывы к покаянию. Русский народ призывают покаяться в ленинско-сталинских преступлениях.
«Кайтесь, как Германия каялась в фашизме». Но разве в этом мы должны каяться?
И вот здесь происходит лукавая подмена. Нас призывают каяться не за совершённое деяние, а за наказание, которое народ несёт, совершив преступление. В чём же заключается преступление? Русский человек сказал Богу «нет». Отошёл от Бога, предал Помазанника Божиего – Царя – и позволил убить его. Священство и царство нужно было хранить как зеницу ока, мы не уберегли. То, что было после революции, – это кара Божия. И все страдания, которые обрушились на народ, – войны, репрессии, гибель миллионов – даны ему в «наказание»: «наказ» понять и пережить содеянное.
Наказание от Бога – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно преступление тебе дают другое (заключение, казнь). В библейском мировоззрении: сам грех и есть страдание. Преступление и есть наказание. В русском языке «наказание» – это «указание на» что-то, «наказ». В греческом «наказывать» – это «делать положенное с отроком». В еврейском языке одно слово авон – это и «вина», и «наказание» за вину.
Наталья Ивановна Московцева, автор книги «"Преступление и наказание": Каинова печать и русская революция», пишет, что когда нас зовут каяться не в грехе – революции, цареубийства, гонений на Церковь, – но каяться в наказании за грех, то хотят одного, чтобы мы шли «путём Каина», то есть путём богоборчества.
Каин принёс в жертву своего брата Авеля. «Преступление Каина началось с жертвоприношения, и само преступление Каина было жертвоприношением, – писал русский православный мыслитель Евгений Андреевич Авдеенко. – Каин заклал брата, принёс жертву завета с диаволом и стал полностью ему предан». От Каина начинается путь погибели, путь в бездну, который именуется в Новом Завете – «путь Каина» (Иуд. 1, 11).
«Путём Каина» пошли низвергатели и разрушители. Они, как вавилонские «каменщики», замыслили «сотворить себе имя», то есть изменить свою человеческую природу, совлечь с себя образ Божий, не обременяться прошлым – «мы наш, мы новый мир построим», будем жить иначе, от себя и для себя.
Все эти пламенные революционеры очень часто были духовными людьми, только были они духовны не от Бога, а, как Каин, от дьявола. «Мы раздуваем пожар мировой, Церкви и тюрьмы сровняем с землёй!»
Мир должен быть новым и всемирным, и в нём человеку, который хоть как-то несёт в себе образ Божий, не должно быть места. «Всё накопленное веками отрицается, и народ используется как своего рода вязанка хвороста, бросаемая в костёр революции».
Они знали, что Бог – Бог, как иудеи знали, что Иисус – Мессия. Они, подобно Каину и иудеям, знали, что творят, и сознательно шли на преступление, принося в жертву царскую семью и весь русский народ. Но Божий мир так устроен, что каждое преступление отражается на земле, каждое преступление имеет отклик во всём мире.
За богоотступничество великое страдание понёс русский народ через Гражданскую войну, тоталитарный режим и внутренний террор в России, жесточайшую войну с внешним врагом.
Если не видеть связи пережитого страдания с отступничеством всех сословий от исторических начал жизни нации, предательством и убийством Помазанника Божиего, то всенародное страдание может и не стать этапом на пути выздоровления. Не станет, если будем слушать тех, кто ленинский и сталинский террор рассматривает сам по себе, без связи с революцией, отрывая от нашего прошедшего. Нас зовут каяться не в причине, а в следствии. Само страдание предъявляют как позор и проявление рабского духа. Тем самым обесценив то всенародное страдание, которое уже пережито как наказание и принесено как жертва.
Все попытки создать нового человека обречены, но как они были, так и будут. Всегда найдутся те, которые наобещают «рай» на земле, и всегда пойдут за ними люди, совлекая с себя образ Божий, ибо расположение сердца человека – зло от юности его (Быт. 8, 21).
Многие люди из обезбоженных страданий делают знак избранности. Е.А. Авдеенко таких людей называл каинитами, которые «как историческая общность всегда восстают на Церковь или борются с ней изнутри».
Человек умирает для жизни с Богом, но как был, так и будет безсмертен. Образ Божий в человеке неуничтожим. Воскреснут все: и те, кто сохранил образ Божий, и те, кто его в себе «изглаживал и омрачал». Только участь их будет различна, так как безсмертие души неотменяемо. Небытия нет и не будет.
Человек создан по образу и подобию Божиему. И имя ему – «человек» – дал Бог в день его сотворения (Быт. 5, 2). И уйти от образа Божиего в себе непросто. Но если человек не уподобляется Богу и образ Божий воспринимается как ограничение свободы, а себя объявляет высшей ценностью бытия, то повреждается как человек.
Мы видим, что нравственный упадок и отступление от Бога могут быть долгими и длиться не одну эпоху.
Много зла и множество зол может сделать человек, но может после и обратиться к Богу. Сегодня, в отличие от Запада, Россия возвращается на путь традиционных обществ. Медленно, с трудом, с опаской, но возвращается.
И наша главная задача сейчас – осмыслить переносимое страдание, усвоить, осознать его истинный источник – утрату благодати Царства и богоотступничество. А что касается покаяния, то ведь это обращение к Богу, оно не ставит покаявшегося в разряд неполноценных или опозоренных, как пытаются нам внушить общечеловеки.
Мы не знаем, когда будет конец истории. Но знаем, что христиане остаются в истории до её конца. И за это время мы должны пройти путь жизни, путь покаяния – обращения к Богу. И будем помнить, что христианам принадлежит не только жизнь будущего века: Мир, настоящее, будущее, – все ваше; вы же Христовы, Христос Божий (1 Кор. 3, 22, 23).
Так разве мы, православные, можем уступить нашу землю врагу?
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №11, 2015г.