Архив:
21 ноября – Собор Архистратига Михаила
В праздник Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных и праздник всех святых, всей Церкви, небесной и земной, Господь напоминает нам о том, что существование человека возможно только либо в росте благодати, либо в разрушении его грехом. И что не существует ничейного поля, нейтральной земли. Мы знаем, что сатана, князь мира сего, со всеми властями и силами своими уже побеждён, и дни его сочтены. Но пока не наступила окончательная победа, он делает всё, чтобы весь мир вовлечь в губительную игру своих соблазнов. Разумеется, человеческая свобода в нашем сердце остаётся непоколебимой. Сатана не может проникнуть до этих глубин – только если мы соглашаемся с его волей. И от нашего согласия или отвержения зависит наша участь.
В Евангелии праздника Господь говорит о тайне плевел и пшеницы – как бы естественном росте того и другого, переплетении даже в своих корнях того и другого и схожести одного с другим.
Что же естественно для человека? Апостол Павел говорит о человеке естественном, о человеке душевном. Искушения сатанинские происходят в области нашей свободы, там, где проявляется всё наше естественное – характер, способности, темперамент, наследственность. Человеку кажется, что он ведёт себя естественно. И во всех областях – будь то наука, искусство, любой труд – человеку, устремляющемуся к каким-то достижениям, кажется, что он естественен. Но существует некое таинственное переплетение, о котором говорит Господь.
Враг всеял злые семена среди добрых во время сна. Речь идёт о перво-
родном грехе, о первом падении человека. Естество человека не может вырасти в истинный свой рост до тех пор, пока не пройдёт через смерть и через воскресение. А до этого мы живём в мире, в котором человеческая мудрость проявляется чаще всего там, где действует князь мира сего и всё подлинное, духовное кажется безумием для мира.
Свободный выбор каждого из нас осуществляется в области личной свободы. И здесь мы рискуем оказаться под влиянием коллективного, общественного мнения на наше личное сознание. В отдельные эпохи жизни человечества идеология может становиться как бы настоящей религией. Это влияние на личное сознание может так сильно подчинять человека, что он теряет себя и свою свободу. Это было, например, во времена нацизма, во времена коммунизма. И в ещё большей степени это происходит сегодня, когда утверждается новая идеология маммоны и Содома.
Когда какое-то явление становится нормой в массовом сознании, тогда оно представляется уже естественным, как бы сильно оно не расходилось с заповедями Божиими. Так плевелы, переплетаясь с ростками доброго семени, всё заглушают. Это одна из самых страшных опасностей для человечества. Наступило время, о котором святые отцы говорили, что бесам уже нечего будет делать, потому что люди всё будут делать сами.
Господь говорит, что мы не должны удалять плевелы, прежде чем наступит время жатвы, чтобы не повредить пшеницу. Там, где совершается сатанинское сеяние в сердцах человеческих, мы должны исполнять свою работу, Божие сеяние, помня о том, что Бог сильнее диавола. Это ни в коем случае не означает, что мы можем спокойно наблюдать, как сатана создаёт всё новые благоприятные условия для роста плевел и как он всё более вытесняет пшеницу. Наоборот, это означает, что мы должны противостоять врагу изо всех сил до тех пор, пока не наступит час тьмы, когда человек спасается только призыванием Господа. До тех пор мы должны быть воинами Христовыми.
В этот день Церковь напоминает нам о главном качестве христианина – пламенеющем неравнодушии ко лжи и истине. Мы должны воинствовать, сражаясь с ложью и злом.
В таинстве крещения мы все названы воинами Христовыми. Одному святому было откровение, что только тот безпрепятственно входит на небо, кто несёт на теле своём раны и ушибы, которые он приобрёл на поле сражения, воюя за истину Христову. Все святые во все времена вступают, одни сменяя других, в это сражение за правду Христову. И они нас зовут, чтобы мы не страшились этой войны, чтобы мы готовы были умереть, держа в руках оружие, данное нам Христом, – щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие и молитва Иисусова, поражающие супостатов. И как было показано в откровении одному подвижнику, бесы больше всего трепещут, когда Церковь земная вместе с ангелами воспевает: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И когда она победно восклицает: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Знамением Честного и Животворящего Креста, в тайну которого желают проникнуть все ангелы и все святые и который даёт крепость всем святым и всем ангелам, мы призваны к этой победе.
Что бы ни происходило в нашем мире, как бы ни была темна окружающая нас ночь, мы призваны быть чадами света и видеть свет даже среди ада, в котором мы живём. Самое главное – видеть в этой тьме не только бесов, но прежде всего ангелов, святых и Самого Господа. И уже сейчас быть причастниками Его победы.
Протоиерей
Александр Шаргунов
В таинстве крещения мы все названы воинами Христовыми. Одному святому было откровение, что только тот безпрепятственно входит на небо, кто несёт на теле своём раны и ушибы, которые он приобрёл на поле сражения, воюя за истину Христову. Все святые во все времена вступают, одни сменяя других, в это сражение за правду Христову. И они нас зовут, чтобы мы не страшились этой войны, чтобы мы готовы были умереть, держа в руках оружие, данное нам Христом, – щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие и молитва Иисусова, поражающие супостатов. И как было показано в откровении одному подвижнику, бесы больше всего трепещут, когда Церковь земная вместе с ангелами воспевает: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И когда она победно восклицает: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Знамением Честного и Животворящего Креста, в тайну которого желают проникнуть все ангелы и все святые и который даёт крепость всем святым и всем ангелам, мы призваны к этой победе.
Что бы ни происходило в нашем мире, как бы ни была темна окружающая нас ночь, мы призваны быть чадами света и видеть свет даже среди ада, в котором мы живём. Самое главное – видеть в этой тьме не только бесов, но прежде всего ангелов, святых и Самого Господа. И уже сейчас быть причастниками Его победы.
Протоиерей
Александр Шаргунов
Комментарии
Александр Борисович
Сб, 10/31/2015 - 18:13
Permalink
РПЦ