Архив:
9 ноября 1885 года, 130 лет назад родился Велимир Владимирович Хлебников
В русской литературе есть удивительные и загадочные фигуры, которые оправдывают суждение о поэзии как о чуде, об исключении из всех логических и формальных правил. К таким поэтам, безусловно, относится вечный человек из будущего – Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников. Он родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в обширной тогда Астраханской губернии, в семье учёного-натуралиста. Родное село Малые Дербеты теперь на территории Калмыкии, где установлен памятник Хлебникову, созданный скульптором Степаном Ботиевым в 1993 году. В детстве мальчик хорошо учился, особенно увлекаясь историей, математикой, орнитологией, языками и литературой. Уже в старших классах гимназии Хлебников начал писать стихи. И хотя он учился сначала на физико-математическом факультете, а затем на факультете естествознания Казанского университета, в итоге он всё же переехал в Санкт-Петербург, с 1908 года продолжил обучение в Петербургском университете, пожелав связать свою жизнь с литературой, но так и не окончил историко-филологический факультет. Хлебникову было не до учёбы – он был увлечён творчеством.
В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и другими членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов, Хлебников придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего). Футуристы объявляли Хлебникова «гением – великим поэтом современности».
В печати Велимир Хлебников дебютировал в 1908 году. Два года спустя он выступил на страницах первого сборника футуристов «Садок судей» (1910). Неординарная личность Хлебникова привлекала к себе всеобщее внимание, он вёл поистине богемную, неустроенную, полубродячую жизнь. Друзья называли его «честнейшим рыцарем поэзии». По словам довольно прагматичного Маяковского, его «безсеребреничество принимало характер настоящего подвижничества, мученичества за поэтическую идею». Хлебников самозабвенно творил, не обращая внимания на невзгоды, лишения и неустроенность личной жизни. Всегда погружённый в фантастические умозаключения (например, попытки найти числовые закономерности истории, создать «звёздный», или «мировой», язык – иероглифический язык понятий, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и мало заботился об их сохранности, таская бумаги в своих полуголодных странствиях в мешках и наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали обычно друзья. Однако в его образе жизни и творчестве проявлялась и некая поза «непризнанного гения», прорицателя-мистика, составляющая существенную сторону эстетики авангардизма.
...
Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.
Александр Александрович МОСКАЛЁВ