Андрей Полынский - Пророческие картины Нестеренко

Корреспондент «Русского Дома» оказался одним из первых, кто увидел новую картину народного художника России Василия Игоревича НЕСТЕРЕНКО, побывав в его мастерской и побеседовав со знаменитым живописцем
 

– Василий Игоревич, почему ваша картина, посвящённая  «Атаке мертвецов», называется «Мы русские, с нами Бог!»?

– Хотелось обобщить и через этот подвиг показать русский воинский дух Первой мировой, который предшествовал массовому героизму во время Великой Отечественной войны. В этом плане моя картина и о дне сегодняшнем, если угодно, о подвиге «300 стрелковцев», день за днём перемалывавших украинскую армию на подступах к Славянску и совершивших прорыв на Донецк, выходя из окружения. Даже флаг у защитников крепости Осовец такой же, как у стрелковцев.

– То есть через этот сюжет вы хотели показать связь времён?

– Совершенно верно. Можно находить похожие черты. Например, как себя вела Европа по отношению к России. В то время русская печать пестрела такими заголовками: «Что готовит нам просвещённая Европа? Удушливые газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары». То же самое мы видим сейчас и в Донбассе. Людей уничтожают намеренно кассетными и фосфорными боеприпасами, запрещёнными всяческими конвенциями с санкции наших, как сейчас говорят, западных партнёров. Не есть ли это повторение того, что мы проходили ранее? Обратите внимание: немцы полагали, что защитников крепости уже не осталось, и они пошли на зачистку – несколько тысяч солдат.

У каждого немца были вот такие дубинки с гвоздями, какие изображены на картине, – для добивания, чтобы пули на русских не тратить. И когда из этого дыма-чада им навстречу вдруг поднялись в штыковую атаку 60 русских воинов, оставшихся в живых, немцы дрогнули и побежали назад. У нас в стране об «Атаке мертвецов» не говорили, потому что почти все, кто из них выжил, ушли в Белое движение. Только один стал красным командиром, но в итоге был расстрелян своими же большевистскими соратниками.

– Сколько работали над этой картиной?

– Больше года. Почти каждую из фигур писал с живого человека. Моделью главного персонажа – знаменосца – был афонский монах. Когда я работал над картиной, то изучал фотографии того времени. И обратил внимание на одну интересную особенность. Когда смотришь на фото людей до 1917 года – это одни лица. А вот после 17-18-го годов – другие лица, словно совсем иные люди. За кратчайший период времени ушла из народа какая-то одухотворённость, возвышенность…


Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.